Маршрут: Байкал (Новосибирск-Красноярск-Иркутск) 2017 год

Идея путешествия

Кроме тактической цели посещения одного из красивейших мест России – озера Байкал, мы целеустремленно шли к выполнению стратегического плана- проехать за рулем всю Евразию от Лиссабона до Владивостока. И если в Европе качество дорог и придорожного сервиса позволяют, путешествуя всей семьей, преодолевать значительные расстояния без большой усталости и высокого рискадорожных происшествий, то авто-путешествия, восточнее Уральских гор, комфортными и безопасными, даже с большой натяжкой, назвать сложно. Размышляя, об этом решили, пройденный от Ейска до Новосибирска автомобильный маршрут второй раз не повторять. А прилететь в Новосибирск на самолете и уже оттуда продолжить продвижение на восток, на арендованной машине.

Тринадцатого июля прилетели из Ростова-на-Дону в Новосибирск.В аэропорту взяли в прокат HyundaiCretа. В оставшееся светлое время дня провели для себя поверхностную экскурсию по достопримечательностям Новосибирска.

Столица Сибири оставила противоречивое впечатление: город большой, промышленный, в теории, вроде бы, обязанный иметь  столичный лоск, а на практике имеющий грязь, неухоженность, депрессивную серость. Этакий сибирский Саратов.

Здесь я собрал для вас справочную информацию о местах, которые стоят того, чтобы увидеть их на этом маршруте. 

Суровые края

Предварительно прорабатывая маршрут и изучая карту, впечатлила «не сибирская» плотность населения в агломерации Новосибирск-Томск-Кемерово.Почти все зауральско-сибирские областные центры стоят в гордом одиночестве.

На расстоянии в 400 км и близко нет ничего равного по величине и значимости. А тут в треугольнике 250 км расположены три по сибирским меркам, мощнейших  политических, экономических и культурных центра, общей численностью населения почти 3 миллиона человек. Вот где находиться точка роста экономики Сибири.

Дорога до Красноярска понравилась своей относительным разнообразием. В отличие от участка автодороги Омск – Новосибирск, где сплошная лесостепь, с незамысловатым придорожным сервисом,в виде телефонов эвакуаторов на кривых березах, тут всё разнообразнее: деревни, леса, поля, холмистая местность.

Преодолев 800 км, к вечеру были в Красноярске.

На следующий день была запланирована обзорная экскурсия по Красноярску, Дивногорску, Енисею, Красноярской ГЭС.

Красноярск- большой, суровый, в прошлом сильно промышленный, сибирский город. Красиво расположен на двух берегах Енисея. В 2017 году был в меру чист, в меру ухожен, в меру благоустроен. Хотя, что значит «в меру»?Смотря с чем сравнивать. Для сибирской глуши может и благоустроен, а поставь его где-нибудь между Казанью и Уфой, так, наверное, и мэра нужно было бы гнать с должности, за бесхозяйственность.  Говорят, после универсиады он сильно  преобразился в лучшую сторону.

Экскурсовод перед экскурсией узнав, что мы из Краснодарского края, поинтересовалась: «Вы наверное планируете к нам переезжать, раз интересуетесь городом?» Пришлось долго и очень дипломатично, чтобы не обидеть патриота малой Родины, объяснять, что южные жители практически лишены способности к выживанию в данных широтах. Но она не потеряла надежды нас завербовать для переселения, и в конце дневной экскурсии снова спросила: «Не надумали переезжать?» «Ну если только из-за Енисея, и то в Дивногорск, и только когда выйдем на пенсию». Из всего увиденного, действительно, Енисей и Дивногорск оставили самые сильные впечатления. Енисей – сибирский красавец, мощный, полноводный, со скалистыми берегами. Если показать фотографию Енисея какому-нибудь европейцу, который его и в глаза не видел и спросить:«Где это может находиться?»  Думаю, ответ будет примерно такой: «Наверное, в России, где то в Сибири». Енисей – олицетворение великой Русской реки. 

А Дивногорск– милый, спокойный городок, утопающий в зелени.С красивой набережной, прекрасным видом на Енисей и на скалистые сопки на противоположном берегу. Рядом с Дивногорском расположена Красноярская ГЭС- вторая в России, по  мощности ГЭС, после Саяно-Шушенской. Монументальное сооружение, 124 метра перепад высот между верхним и нижним бьефами.

Для меня как судоводителя больший интерес представляла не сама ГЭС, а её судовой ход, вернее судоподъёмник, единственный в России и абсолютно уникальный.  Перепад высот в 124 метра- это почти столько же как на всем Волго-Донском канале.Если решились бы на реализацию классической шлюзовой лестницы для судоходства, потребовалось бы строительство 8-12 шлюзовых камер, судоходного канала, серьезных берегоукреплений. В общем получился бы еще один Волго-Дон и по масштабу, и по затратам.

 Пошли революционным путем. Построили стальную судовозную камеру «на колёсах», внешними размерами 113 метров в длину, 26 метров в ширину и 20 метров в высоту. Внутри судовозной камеры находится, «так сказать бассейн» размерами 90 метров в длину, 18 метров в ширину и 2,2 метра в глубину. Эта махина по рельсам поднимает корабли «плавающие в бассейне с водой» из нижнего бьефа в верхний. Мало того что «бассейн с водой и кораблём» весом более 8 тысяч тонн поднимается и опускается на электрической тяге на 124 метра, так он еще в середине пути разворачивается на несколько десятков градусов, чтобы перейти на другие пути, расположенные под углом. Работает это так. «Бассейн» на рельсах опускается в уровень с водой в нижнем бьефе, открывается торцевой борт. В «бассейн» заходит судно, швартуется. Торцевой борт герметично закрывается. Начинается подъем всей конструкции с водой и судном вверх. В середине пути «бассейн»-судовозная камера разворачивается на грандиозном рельсовом поворотном устройстве, переходит на другие пути. Заканчивает подъем. Входит в воду верхнего бьефа. Открывается торцевой борт. Судно выходит из судовозной камеры.

Фантастически не реалистичный, с точки зрения инженерной мысли механизм. Видели бы его строители египетских пирамид, умерли бы от зависти!

В общем после увиденных Енисея, Дивногорска и технических чудес света мы обречены были пообещать экскурсоводу в следующий раз обязательно переехать на ПМЖ в Красноярск. На этом экскурсия была закончена. В ночь мы выдвинулись в сторону Байкала. Дорога всю ночь петляла между лесистых сопок и к утру привела нас в Иркутск.

Доспав несколько часов в машине, мы, зачем то, сразу же, без отдыха, отправились на водную экскурсию по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Когда то, по ней проходил участок Транссибирской магистрали. Сейчас это девяносто километровый, живописный, идущий по самой кромке берега Байкала, тупиковый, музейный экспонат. КБЖД можно осматривать тремя способами. Пешком — всё видно, бесплатно, но  долго и очень утомительно.  С экскурсионного поезда – недолго, но почти ничего кроме самого поезда, скалистой стенки с одной стороны и водной глади с другой стороны поезда не видно. И с экскурсионного теплохода. Чуть дороже чем на поезде, не долго и все красоты видны со стороны, с воды. По совокупности преимуществ мы, конечно, выбрали водный путь.              

КБЖД несомненна одна из основных достопримечательностей Байкала. Туристический интерес представляет участок КБЖД от пос. Култук до порта Байкал. Большое количество туннелей со «средневековыми» арками, изрезанные берега, обрывистые скалистые стенки, живописная сибирская природа, прекрасные виды на озеро. Пожалуй, это один из красивейших участков железных дорог России. Памятник техническим железнодорожным решениям.

Теплоход «Баргузин»,на котором проходила водная экскурсия, в трех местах причаливал к берегу,для осмотра достопримечательностей.  На речке Большая Половинная, после сытного обеда, нам даже было предложено выкупаться. Вода была холодная — градусов 18. Мы нехотя несколько раз нырнули, наивно полагая, что успеем накупаться в последствии в Байкале. Тогда нам ещё не было известно, что в самом крупном пресноводном резервуаре планеты вода выше +10 градусов даже в июле не поднимается. Особо не накупаешься. 

 

Экскурсия на теплоходе вдоль КБЖД всем очень понравилась. Настоятельно рекомендуем! К вечеру очень уставшие, но очень довольные, мы вернулись в Иркутск, забрали машину, поехали заселяться в гостиницу.

 

Байкал...

С утра следующего дня выдвинулись на машине обследовать южную оконечность Байкала. От поселка Култук федеральная автотрасса проходит вдоль береговой линии Байкала.

За районным центром Слюдянка к ней пристраивается железнодорожная ветка транссибирской магистрали. И так они вдвоем, петля, идут несколько сот километров вдоль  берега озера, даря пассажирам поездов и автобусов незабываемые виды на Байкал.

Населенные пункты вдоль берега в большинстве своем богатством похвастаться не могут, но и глубокого запустения путешественнику не показывают. Так, средняя по российским меркам, степень «отсутствия достатка».

Берега в основном пологие. Вдоль берега много кемпингов с каменистыми пляжами. Сказать, что вода чистая и прозрачная — это ни чего не сказать. Вода целомудренно прозрачная! По воздуху другой берег Байкала «хуже виден», чем он виден под водой!

Стоял жаркий, июльский день. В двух местах мы съезжали с дороги на берег, в надежде найти мелководье с прогретой водой, чтобы хотя бы по пояс зайти в воду и сфотографироваться. Ничего подобного! Дальше, чем по щиколотку озеро никого не пускает! Обжигающе ледяная вода! Наверное, от того и чистая, что  ни кого к себе не подпускает.

Доехав по ФАД «Байкал» до поселка Танхой мы, налюбовавшись великолепными видами на озеро развернулись обратно в Иркутск.

На следующий день у нас были планы посетить остров Ольхон, со всеми его неземными красотами и знаменитым шаманским волшебством. Выехали по раньше утром в сторону переправы. До переправы решили посмотреть дорогу на Ольхон через село Баяндай, обратно через поселок Бугульдейка. Через три часа езды по живописной автомобильной дороге мы приехали на переправу через Ольхонские ворота – пролив отделяющий остров Ольхон от материка.  И, уперлись в километровую очередь из машин, стоящих на паром.

 Покорно встали в конце очереди. Простояли в очереди один час. Простояли второй. За два часа продвинулись на 150 метров. Дело уже было после обеда. Надо что-то предпринимать! Вспоминая как в своё время обходил все длинные, искусственно созданные, очереди через южные пункты пропуска на границах в Азербайджан, в Грузию, в Абхазию, пошёл искать «шнырей» или «решал».Как они тут называются? «Шнырей» способных провести «без очереди» на паром не нашел. Частных паромов тоже не нашел. Пообщался с «счастливчиками» которые вот-вот будут грузиться на паром. Сколько стоите? Сутки! Думаю, не такие уж мы и любители шаманов, чтоб ради встречи с ними сутки в машине сидеть. А на обратном пути, наверное, еще сутки сидеть, чтобы расстаться с ними,по доброму по здорову. В общем с шаманами как-то в этот раз не задалось! 

Нашел прокатный катер, с судоводителем.Погрузил всю семью в эту посудину и пошли мы на ней юго-западную часть Ольхона с воды осматривать. Конечно, до самых ярких Ольхонских красот мы не дошли.Не видели ни Шаман-скалы, ни мыса Хобой, ни громадных скал с восточного побережья острова. Успокаивали  себя тем, когда-нибудь, живя на пенсии в Дивногорске, наверное, будет больше времени и появится возможность вернуться на Байкал, приехать опять на переправу, простоять сутки в очереди на паром и получить вожделенное селфи с ряженным в шамана бурятским комерсом. 

В целом представление о природе острова получено. Берега красивые! То обрывистые – скалистые, то пологие. Удивительно, но в последствии я что то, очень, похожее нашел на правом берегу Волги, ниже Саратова. Те же скалистые берега, те же пологие спуски к воде. И растительность очень схожая. 

С низко-результативной «зачистки» Ольхона мы вернулись в гостиницу поздно ночью. 

В предпоследний день нашего пребывания на Байкале, была запланирована водная экскурсия в бухту «Песчаную». Погрузившись в Иркутске утром на старого друга «Баргузина» и пройдя на нём вдоль живописных берегов Ангары и «Байкала» более 140 км мы оказались в курортной жемчужине! 

Бухта «Песчаная» действительно красивая и стоит того, чтобы к ней плыть 140 километров. По большому счету бухта состоит из двух географических объектов. Бухты «Песчаной» с расположенной на ней туристической базой «Песчаная» и бухты «Академическая» с расположенной на ней, базой отдыха «Байкальские дюны». Бухты разделены выступающей в озеро брутальной скалой с названием «Жандарм». Обе бухты очень красивые и на самом деле имеют шикарные песчаные пляжи. Но базы отдыха, расположенные, по соседству диаметрально противоположно отличаются друг от друга уровнем сервиса.  Тур база «Песчаная»- музей незамысловатого «совкового» тур. сервиса. Старые домики- ровесники И.В.Сталина. Уличные удобства. Земляные тропы. Но всё убрано, ухожено, покрашено.«Байкальские Дюны» современная база отдыха со всей полагающейся «звездной» атрибутикой. 

Полюбовавшись красотой.Побродив по берегу и лесу. Помокнув под дождём.Выпив за встречу с отдыхающими сибиряками. Мы через несколько часов, вернулись к «Баргузину» и отправились назад в Иркутск. 

Утром следующего дня отправились на автомобильную экскурсию по правому берегу Ангары от Иркутска до поселка Листвянка. Дорога, чем то, напоминает южные прибрежные автодороги вдоль моря. На воде несметное количество прокатного флота, от гидроциклов до мега-яхт. На земле вся мыслимая и немыслимая туристическая инфраструктура — серьезные гостиницы, «хаты бiля моря». рестораны, кафе, магазины сувениров, ремесленные лавки, организованные рынки, неорганизованные базары. Курортная «Мекка» одним словом! 

Дорога от Иркутска до Листвянки не долгая, всего 70 км, но очень колоритная. Природа красивая! Один раз проехать стоит. В конце пути на рынке омуля купить! Он там во всех своих физических состояниях: живой, мёртвый, сырой, вяленый, «пареный», копченный, жаренный, мороженный, сухой, мокрый! Только, купи! 

Продегустировав и купив все кулинарные шедевры из омуля, мы после обеда вернулись из Листвянки в Иркутск. Остаток дня решили потратить на знакомство со столицей Восточной Сибири. О вкусах, конечно, спорят, но из всех сибирских мегаполисов восточнее Уральских гор, Иркутск мне понравился больше всего. Даже не знаю почему? Не такой уж он чистый и ухоженный. И старинны, по ощущениям, меньше, чем в том же Томске. Но летом 2017 года мне он показался уютным, со вкусом застроенным, пригодным для жизни. Конечно, с переездом на ПМЖ, как и в случае с Красноярском, мы немного повременим. Получше присмотримся. 

Вечером после экскурсии по Иркутску мы двинулись в обратный путь в Новосибирск. Дорога была знакома и уже без остановок в Красноярске к вечеру следующего дня проехав 1850 км мы вернулись в Новосибирск. Отдохнули, переночевали в гостинице.  В обед следующего дня сдав прокатную машину, полетели домой. 

Цель маршрута достигнута. Красавец «Байкал» увиден. Как и предполагалось «Байкал» оставил очень теплые воспоминания. Было небольшое чувство досады, что не в должной мере осмотрен остров Ольхон. Но с неувиденными достопримечательностями мы смирились уже давно. Невозможно объять необъятные места показа в условиях ограниченности времени и неразвитости туристической инфраструктуры. Даже в Европе, где созданы максимальные условия для путешественников: законы, сервис, дороги, мосты, паромы, инфраструктура и то можно вляпаться в очереди на популярные достопримечательности. А в России если ты не потерял время в очереди, в пробке, в объезде ремонта, значит ты сбился с дороги и едешь уже не на курорт. 

Вторая цель – продвижение к Владивостоку, тоже достигнута. Мы стали на 1850 ближе к нему. 

А ещё грела мысль, что когда мы в следующий раз прилетим в Иркутск, возьмем машину и продолжим движение на восток, мы опять будем несколько сот километров ехать по берегу «Байкала».