Мы, конечно, как жители южных широт подозревали, что прохождение Беломоро-Балтийского канала и хождение на Соловки будет для нас своеобразным приключением, но даже и не допускали, что приключение достаточно быстро превратиться в полноценный экстрим! Вообще не южная погода, полное отсутствие цивилизации, шлюзовые камеры которым нет конца, ночевки у ржавых затопленных барж, приливы отливы, штурм лодочных препятствий и как кульминация кончившийся посреди Белого моря бензин…. Но обо всем этом по порядку.
Как только на первом шлюзе Беломор-канала за нами закрылись створки ворот, почему-то стало ясно что слова Путешествие, Драйв, Отдых, нужно выкинуть из лексикона и забыть про них. Слово «Путешествие» нужно заменить на «Трофи-рейд!» Слово «Драйв» заменяем на слово «Жесть!»А мысли об «Отдыхе» быстро сменяются мыслями «А что ты от дороги на Соловки хотел!? Радуйся что без конвоя!»
Бедные наши дедушки как они все это голыми руками строили?! Нам диванным первооткрывателям тут даже проплыть сложно!
Для понимания Беломор-канал- это 227 километров почти безлюдного водного пути по рекам, озерам, каналам, 19 шлюзов, 172 метра высоты спусков-подъемов в 32-х шлюзовых камерах. При идеальном раскладе –это два дня пути,по непростым для навигации водоемам,одна или несколько якорных ночевок, 19 радио-канальных докладов о исправности на борту и готовности шлюзоваться, тридцать две швартовки и дежурства на швартовых, в любую погоду, один или два шторма, штуки три ливняи в конце пути поход к капитану порта с докладом «о том что Вы как судоводитель-любительадекватны, о приливах отливах слышали, чем Белое море опаснее Черногопримерно догадываетесь и если Вас выпустить на большую воду то с большой долей вероятности Вы живым с неевсе же вернетесь!»
В общем если Вы со всем справились, все преодолели, все перенесли, убедили капитана порта, что Вы серьезный мореплаватель, то после 19 шлюза для Вас Беломорканал заканчивается, Вас выпускают в море и Вы тут же получаете призовую игру – 90 километровдрайвового путешествия по Белому морю. Где Вы моментально вспоминаете о важности прогноза погоды,с ужасом узнаете о морских течениях, экстренно знакомитесь с приливами отливами, по новой, уважительно интересуетесь картографией.
Но! В любой даже самой сложной экспедиции сложности это всего лишь сложности. Позитива в приключениях всегда больше.Позитив номер один на Беломор канале – это монументально красивая северная природа. Ее суровая красота порой даже завораживает. Позитив номер два- это очень душевные добрые люди, готовые в любой момент бросить все и идти к Вам на помощь, заниматься Ваши проблемами. Позитивный момент номер три, так как судоходства в Беломор-канале практически нет, то любое транспортное средство идущее по каналу обслуживается персоналом канала как великое царское посольство. Чувствуете себя почти астронавтами. На Вашу лодку практически одну в канале работает вся гидротехническая мощь страны! Вас сопровождают и обслуживают сотни человек!В активном радиообмене один шлюз прощается с вами и желает «Счастливого пути», второй шлюз готовится встречать и принимает доклад о готовности к шлюзованию!Ради вас сливают-переливают тысячи тонн воды. И все это абсолютно бесплатно! Потому что Вы гражданин великой страны пожелали поплыть осмотреть свою Родину! Лично мне кажется, прохождение шлюзов один из сильнейших инструментов поднятия патриотизма.
Для судоводителей к достоинствам похода на Соловки так же можно отнести практическое повышение уровня мастерства управления лодкой. Тысячи швартовок, хождение по сложным фарватерам в архипелагах островов, одновременный учет множества природных факторов: погодных условий, приливов отливов, временных ограничений рождает у Вас следующий уровень профессионализма. С Соловков возвращаешься другим лодочником!
О достоинствах- недостатках сказали достаточно.Расскажем, где были что видели.
Выйдя утром из Медвежьегорска, мы перед тем как идти в канал, осмотрели бухту где снимали фильм «Любовь и Голуби». Конечно, ни плота,ни дома где жили и выращивали голубей супруги Кузякины не сохранилось, но местные жители очень гордятся тем,что из всего многообразия деревенских пейзажей нашей страны режиссёр Владимир Меньшов для съемок «сибирского деревенского быта» выбрал именно Карельский Медвежьегорск.
После деревни Кузякиных мы двинулись к каналу.
Подошли к каналу, коротко зарегистрировались по рации. Перед этим правда я дня за два начал названивать диспетчеру движения канала и согласовывать когда лучше начать прохождение канала. Диспетчер сказал что судов идет крайне мало поэтому приходите когда хотите. И как по закону подлости перед нашим приходом к каналу подошел сухогруз. Мы даже расстроились, что будем теперь за ним плестись и проходить канал не двое суток, а значительно больше. Но случилось интересное: судно загнали в камеру шлюза, оно оказалось перегруженным и имело осадку на 3 сантиметра больше разрешенной. Диспетчер канала по рации наехал на капитана и заставил сливать какую-то излишнюю воду. Они два часа сливали ее прямо в шлюзе. Слили всего на 1 сантиметр осадки. Диспетчер уже конкретно наехав на капитана -пригрозив вызовом транспортной прокуратуры, выгнал судно задним ходом из камеры. Потребовал сливаться дальше, но уже на рейде. Мы были сильно удивлены такой принципиальностью и поворотом событий. Глядя на сто метровое судно даже не верилось, что два сантиметра осадки так значимы.
Выгнав корабль нас запустили в камеру и для нас началась Южная, Балтийская шлюзовая лестница ББК- Беломоро-Балтийского канала. Первые пять шлюзов шли один за другим и все были двухкамерные. Поднимаетесь в одной камере на пять с половиной метров, открываются промежуточные ворота,вы переходите во вторую камеру этого же шлюза и поднимаетесь еще на пять с половиной метров. Из каждого шлюза видно Онежское озеро и видно как вы выше и выше поднимаетесь над ним. Слева за вторым шлюзом располагался красивый храм Николая Чудотворца, построенного в память узников ГУЛАГ-а умерших при строительстве канала.
Поднявшись за 10 км пути по южной шлюзовой лестнице на 69 метров мы вышли на водораздел в Волозеро. Хоть мы вместе с персонал канала при шлюзовании делали все быстро и слаженно, но на прохождение каждой камеры уходило минимум минут двадцать — тридцать. И даже, то что диспетчера шлюзов закрывали глаза на наше значительное превышение скорости между шлюзами несильно экономило наше время. День неумолимо шел к закату. За остаток вечера мы прошли еще несколько шлюзов, начав спуск по беломорской шлюзовой лестнице вниз к Белому морю и за девятым шлюзом, пришвартовавшись к стоящей барже, остановились на ночевку.
Природа по маршруту следования, конечно, оставляла неизгладимо красочное впечатление. Спрямленные русла рек, озера с игрушечными островками сменялись узкими искусственными каналами с односторонним движением судов. Берега, сплошь заросшие красивым,свисающим к воде, смешанным лесом.
Кстати, перед входом в узкие участки с односторонним движением необходимо по рации запросить у ближайшего шлюза разрешение на вход. И вот здесь точно на лодке нужна стационарная радиостанция.
Носимая не обеспечивает прохождение связи, слишком большие расстояния. Еще одной интересной особенностью является, то что по всей стране,все шлюзы работают на третьем шлюзовом канале речной радиосвязи, а ББК работает на 5 канале бедствия и вызова судов. Вернемся к нашему маршруту. Так как мы, первый раз ночевали семьей в новой лодке, все очень настороженно ждали наступления темноты. Волновались зря, лодка гостеприимно предоставила ночлег. Не качалась, не скрипела, не хлюпала, тепло сохранила, на утро напоила кофе, накормила завтраком и повезла по маршруту дальше.
За утро прошли самое большое на ББК бескрайнее Выгозеро, пройдя ещё девять шлюзов оказались перед девятнадцатым шлюзом. За ним выход в Белое море. Но в море и даже в девятнадцатый шлюз без разрешения капитана порта Беломорск не пускают. Здесь речная юрисдикция заканчиваются и начинается юрисдикция -морская. Со своими регламентами по безопасности, диапазонами радио частот, требованиями к оснащенности лодки. Надо сказать, что это был,опят-же, наш первый выход в северные моря и мы к нему, конечно, технически подготовились основательно. Кроме традиционных навионикса, спутникового телефона, стационарной и носимой рации, мы приобрели тузика — двухметровую надувную спасательную лодку, требуемые ГИМС-ом красные фальшфейеры, ракеты с парашютом, нашли необходимые тома лоции, купили плавучий штормовой якорь. Я даже нашел телефон ГИМС-овца который вроде как должен все это проверять в лодке.
В общем, брать разрешение на выход в море,у капитана порта мы пошли уверенной походкой. Рассказали капитану какие мы серьезные мореплаватели, заполнили судовую роль, написали заявление на выход в море, прошли регистрацию, получили требуемые печати и были выпущены во свояси.
Беломорск провожал разрухой. Белое море встречало суровым спокойствием.С первых минут пугать не стало и на том спасибо. Идти до места нашей ночевки в городке Кемь по морю нам нужно было 85 километров. Пропетляв два часа по замысловатым фарватерам в островных архипелагах мы пришли в Кемьску волость. В ту,которую артист Яковлев в фильме «Иван Васильевич» по наивности чуть не отдал шведам. Сейчас уже видится что надо было все же отдавать, минимум лет на двести. Шведы хотя бы какую-никакую каменную архитектуру после себя бы оставили.А сегодня Кемьска волость, да и весь север Карелии без Шведского прошлого представляет собой заброшенный архитектурный памятник времен развитого социализма в стиле Баракко. Хотя справедливости ради надо сказать, что со времени нашего первого приезда сюда в 2012 г, тут всё пусть и медленно, но меняется в лучшую сторону. В двенадцатом году, вообще, было ощущение что территорию год назад бомбили.
По приходу в Кемь начались наши Беломорские приключения. Приключение номер один. Штурм гавани в отлив. Созвонились с местными ребятами, спросили, где лучше оставить лодку на ночь. Говорят в «Лежбище» искусственной деревянной гавани в Рабочеостровске.Но туда при отливе, а мы пришли в отлив, нужно еще суметь попасть. Воды мало, на входе на дне валуны, отлив выливает воду из «Лежбища», обычным ходом не зайдешь.
Нужно прицелившись в проход, разогнаться, глушить двигатели, быстро чтобы не оборвать винты о камни поднимать двигатели из воды и по инерции, против течения,шкрябаясь дном о камни, вплывать в гавань.
Так все и сделали! Забыли одно. Потренироваться лет пять с какими маневрами. Разогнались. Заглушили двигатели! Подняв винты осознали, что остались без управления.Со скоростью километров пятнадцать в час понеслись по баллистической так сказать траектории. Должны были попасть, но не попали. Про носовую под рульку, растерявшись, разумеется забыли. На скорости десять километров в час врезаемся в бревенчатый пирс. Спасибо всем правящим партиям, что после Сталина они этот пирс не обновляли. И спасибо Гризли что у лодки впереди массивный якорь. Сломав якорем два трухлявых бревна и согнув сам якорь мы влезли на пол метра лодкой внутрь пирса и остановились. На удивление на лодке кроме якоря и нашего нижнего белья ничего не пострадало. Вылезли из пирса. Перебираясь руками вдоль входа в гавань затянули лодку внутрь. С расчетом на прилив привязали с двухметровым запасом швартовы.Поехали в гостиницу стираться, плакать и спать.
С утра пошли искать приключения на Соловки. До входа в бухту Благополучия 50 километров. Погода благоприятствовала. Не особо торопясь за час дошли до Соловецкого архипелага. За полторы тысячи рублей пришвартовались на причале Хета в бухте Благополучия. В эти деньги входит не только швартовка и дневная стоянка, но и перешвартовка во время приливов-отливов.
Так как в первый приезд на Соловки мы уже были на экскурсии по монастырю и музею ГУЛАГ-а, в этот раз мы решились на автобусную экскурсию по архипелагу и на гору Секирную.Погрузили нас в экскурсионный ПАЗ-ик и повезли по ухабистой дороге в глубь острова. Гора Секирная самая высокая точка Большого Соловецкого острова 77 метров. На вершине Секирной построена уникальная церковь-маяк. Во времена ГУЛАГа церковь служила карцером Соловецкому лагерю особого назначения и считалась самым проклятым местом Соловков. Быть отправленным на Секирку означало неминуемую мучительную смерть.
С вершины Секирной горы открываются красивейшие виды на ближайшие окрестности. Большой Соловецкий остров действительно большой. Говорят, по величине он больше острова Мальта. А площадь всего Соловецкого архипелага больше территории Мальдив. Все острова сплошь поросшие лесом и изрезанные многочисленными водоемами. На обратном пути посетили ботанический сад Соловецкого музея заповедника, походили по монастырю, погуляли по поселку.
Так как у нас здесь была целая своя лодка решили обследовать Большой Соловецкий остров с воды. Пошли против часовой стрелки. Конечной точкой была рекогносцировка губы Долгой — так называемого «внутреннего моря» и проход через узкий пролив Северные железные ворота, где во время приливов отливов на слабом двигателе даже говорят зайти против течения невозможно. Путь до северных ворот оказался не близким,из-за незнания местных глубин и отмелей все их пришлось обходить, а это более 50 км. Течение в проливе действительно приличное 10-15 км в час. Изучать в губе Долгой оказалось особо нечего и мы засобирались на базу.
Но по дороге назад с нами произошло приключение номер два. Посреди Белого моря у нас кончился бензин! Полностью! Оба двигателя встали!
Бензин кончился из-за моего неправильного расчета пройденных расстояний,отсутствия понимания расхода топлива при стоянке на воздушном якоре в шлюзах, неточного датчика уровня топлива, нежелания тратить время на подвоз топлива, в общем из-за разгильдяйства!
Прибывшая подмога объявила мне что я буду навечно вписан в символическую аллею славы Беломорских гламурных раздолбаев, у которых посреди моря есть модный катер с джойстиковым управлением, картплоттер с радаром, ракеты с парашютом, но нет сущей мелочи – бензина в баке.
Так что если Вам кто-то на Белом море будет рассказывать эту историю, говорите «Да! Да! Мы ее уже слышали,в от первого лица!»
Залили в бак бензин. Двигатели прочихались и как ни в чем не бывало помчали лодку на базу.
Спустя время мои спасатели в шутку стебались «Радуйся что не было тумана, ветра и шторма! А то всё могло закончиться менее романтично!».Теперь без резервной канистры к воде даже не подхожу.
На следующий день нужно было поднимать лодку из воды и уезжать домой, понимая, что в этих широтах мы без местного населения не можем сделать и шага, сразу обратились за помощью в подъеме лодки к нашим спасателям: «Пацаны, пока окончательно не угробили у Вас лодку помогите, поднять ее из воды!» Слипа в нашем понимании нигде поблизости нет. Есть сложный спуск к воде на реке Кемь. Но, во первых до него нужно обойдя все отмели и топляки, без лоций и фарватеров, по приливу еще и дойти. А во вторых, нужно знать как между огромных валунов на дне загнать в воду лодочный трейлер и как потом выгнать с лодкой. Рано утром, по приливу, под руководством опытного лоцмана, вошли из моря в Кемь, дошли до места. С третьей попытки вытягивая Нивой УАЗ-ик, Уазиком трейлер, подняли лодку. Очень искренне поблагодарили отзывчивых местных ребят. Оставили лодку возле гостиницы, где жили и со смешанными чувствами поехали домой.
Через две недели нас ждало возвращение по ББК в Онегу, прохождение всего Онежского озера по штормовой погоде. Ночные приключения в Тудозере.