В России находятся десятки природных мест, считающимися, из-за своих красот, обязательными к посещению. Но есть четыре территории, которые по количеству красивых мест собранных вместе, на наш взгляд являются безусловными лидерами, – Алтай, Карелия, Камчатка, Байкал. И если на Камчатку невозможно отправиться на неподготовленной машине, то три оставшиеся территории возможно осмотреть практически «не съезжая с асфальта». На них и берем курс. Три красивейших маршрута России.
Отработав рабочий день, 17 августа 2016 загружаемся всей семьей в машину. Берем курс на Уфу. Едем через Волгоград, Саратов, Сызрань. К утру супруга подменяет меня на пару часов для отдыха. За Тольятти, когда опять я за рулем, останавливает нас патруль ДПС и сотрудник, сразу почти не глядя в документы спрашивает: «Когда отдыхал, Владимирович?». Отвечаю: «Недавно, но я в принципе выносливый».
Патрульный мне в ответ, возвращая документы: «Иди ложись спать! Нас из-за таких как ты выносливых, выходных лишили. На усиление выставили. Укладывать Вас спать заставляют. Вы, все считаете своим долгом приехать в Самарскую область и уснув за рулем, погибнуть! За сутки пять ДТП с пострадавшими, водители засыпают за рулем! Иди спать!».
К вечеру, как и планировалось проехав 2 000 километров добрались до Уфы. Поселились в гостинице.Пошли ужинать и осматривать город. Уфа очень понравилась – благоустроенная, ухоженная, чистая.
На утро выдвигаемся дальше. По плану через сутки нужно было добраться до Новосибирска. А это очередные 2 000 км. Тут я допустил небольшую переоценку наших сил. Это когда ты отдохнувший, выспавшийся, за первые сутки пути можно практически без сна проехать 2 000 км. Но чтобы двигаться дальше одной ночи для полноценного отдыха и восстановления сил недостаточно. И следующие 2 000 км проехать без остановки и сна практически за гранью возможностей. Дальше можно безопасно ехать по 1000 км за световой день, но ночью нужно полноценно отдыхать в комфортной постели.
Как бы там не было, план — есть план, и через сутки после обеда мы «в хлам ушатанные», докатились до столицы Сибири. Сил на осмотр города уже не было. Поужинали, легли отдыхать.
На следующий день, выспавшись как следует, взяли курс на юг от Новосибирска, на Алтай. Почему то мы не стали останавливаться в Бийске, для осмотра города и музея Чуйского тракта, а сразу поехали в пос. Катунь в гостиницу.
Для проживания выбрали гостиницу «Корона Алтая» расположенную на красивом обрывистом острове, посередине реки Катунь. Место расположения гостиницы просто сказочное- остров, тенистая зелень, шум реки, кристально чистый воздух.
С утра поехали осматривать достопримечательности в окрестностях поселка Чемал — остров Патмос, Чемальская ГЭС, экстрим-парк, Ороктойский мост. Выстояли очередь на Патмос, посмотрели на заброшенную ГЭС, попрыгали с тарзанки в экстрим парке, двинулись по грунтовке к Ороктойским порогам. Остров Патмос как место показа обязательно для посещения. ГЭС – на любителя, таких объектов показа на «нашей необъятной» тысячи. Экстрим парк, тоже средний, специально ради него ехать точно не стоит.Но если Вы уже сюда приехали, прыгайте с обрыва не задумываясь. Адреналина будет нужное количество!
А вот Ороктойский мост, на наш взгляд, со своими берегами-порогами незаслуженно «не обласкан» Алтайскими путеводителями. Далековато ехать, конечно, по грунтовке сорок километров. Но оно того стоит. Абсолютно неземное место. Мост, в принципе, как мост. Прикольный, но есть мосты и лучше. А вот пороги, берега, в месте расположения моста – точно инопланетной красоты. И горы вокруг такие же. Сильнейшее по энергетике место. Будете на Алтае, не поленитесь доехать, посмотреть! Жалеть не будете!
На следующий день, по программе был осмотр Чуйского тракта. И здесь нас подвела недостаточная информированность о предстоящей поездке. Ну знали, что красивая дорога, ну знали, что лучшая в России, но не подозревали, что настолько разнообразно красивая и настолько увлечёт за собой. Думали, ну проедем километров двести-триста посмотрим по сторонам и поедем обратно. Купили перед этим путеводитель «Чуйский тракт» и читая комментарии двинулись в путь. Каждый километр дороги всё дальше и интереснее уводил за собой. За 90 км пути от поселка Усть-Семы до Семинского перевала природный пейзаж поменялся четыре раза: сосновый лес сменили березовые колки, за ними пошли лиственные леса, потом кедровники. И где то, в районе перевала Чике-Таман стало понятно, что не доехать до конца и не увидеть всю дорогу, все пейзажи, все горные вершины, Курайскую и Чуйскую степь будет преступлением перед самими собой. Поэтому приняли решение ехать до монгольской границы и только увидев весь тракт возвращаться обратно.
По хорошему, Чуйский тракт нужно осматривать минимум два дня. Один день ехать, останавливаться, осматривать, фотографировать, в одну сторону. Где-то в конце пути — в Кош-Агаче ночевать и на следующий день ехать обратно, так же смотреть, останавливаться. Думаю, что с двух ракурсов, туда и обратно, дорога будет более полноценно раскрыта. У нас, к сожалению, такой возможности не было. На следующий день уже была запланирована поездка на Телецкое озеро. Поэтому к вечеру доехав до Ташанты, поужинав в Кош-Агаче мы с чувством досады поехали по темноте обратно. На одном из перевалов машиной была зафиксирована температура ноль градусов, хотя днем было 25-27 градусов. Вот тебе и резко континентальный климат.
К трем часам ночи, мы уворачиваясь от блуждающих, по ночной дороге, коров и лошадей вернулись в гостиницу. Ночью Чуйский тракт превращается в полосу препятствий из домашних животных.
Не буду описывать наш восторг от увиденных на Чуйском тракте красот. В интернете очень много поэтических описаний этих мест. Скажу только одно,однозначно правы те кто считают, что это самая красивая дорога в России! По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт считается пятой по красоте дорогой в мире. Увидев красоту наших горных вершин, извилистых рек, отвесных перевалов, пёстрых степей нам сразу же захотелось увидеть, что же более красивое находиться на первых четырех дорогах. Как минимум две из них, расположенные в Европе, в последствии, точно нужно будет посмотреть.
Следующим утром, отоспавшись, мы двинулись в сторону Телецкого озера. После обеда добрались до поселка Артыбаш. Взяли, для ознакомительной поездки по озеру, в аренду катер с судоводителем. Пошли смотреть красоты. Горное озеро: обрывистые, скалистые или таежные в плотную спускающиеся к воде берега, изрезанные ущельями с горными речками и водопадами. Каменный залив — место падения древнего метеорита. Всё это Телецкое озеро – на маршруте Алтай, место обязательное для посещения.
На следующий день двинулись в путь домой со смешанными чувствами. С одной стороны была радость от увиденного, с другой стороны присутствовала горечь от того, что столько всего мы еще не смогли увидеть. Мы не успели посмотреть на гору Белуху, не увидели не одного горного озера и посмотрели очень мало водопадов. Алтай- бездонен. К нему нужно будет снова возвращаться. Уже минимум на неделю, а то и на две и скорее всего на машине способной съезжать с асфальта.
Мы не будем описывать достопримечательности городов по пути следования. Уфа, Челябинск, Новосибирск, несомненно заслуживают отдельных обзорных посещений. У нас маршрут по Алтаю, сфокусируемся на нем. К сожалению, наш маршрут проложен только по дорогам общего пользования, по которым способен проехать кроссовер. По причине отсутствия подготовленной спецтехники нами не было посещено множество красивейших мест «Алтая» на которые нужно добираться либо на «Урале», либо с рюкзаком за плечами.
Даже если Вы прилетели на Алтай на самолете, не поленитесь взять в прокат машину, для осмотра достопримечательностей. Из окна экскурсионного автобуса...
После нескольких супер-дальних поездок, более 4 000 километров, в условиях ограниченности времени и проведя много опытов с суточными пробегами...
При продолжительных монотонных поездках за рулем нашел для себя безотказный рецепт борьбы со сном и усталостью – щелкать семечки. Берёте небольшой...