В России находятся десятки природных мест, считающимися, из-за своих красот, обязательными к посещению. Но есть четыре территории, которые по количеству красивых мест собранных вместе, на наш взгляд являются безусловными лидерами, – Алтай, Карелия, Камчатка, Байкал. И если на Камчатку невозможно отправиться на неподготовленной машине, то три оставшиеся территории возможно осмотреть практически «не съезжая с асфальта». На них и берем курс. Три красивейших маршрута России.
Три самых культовых места маршрута «Карелия» — Валаам, Кижи, Соловки ни в рекламе, ни в популяризации не нуждаются. Оставшиеся природные места показа идут уже «просто» в довесок к объектам всемирного культурного наследия.
Вечером 27 июля 2012 года выехали из Ейска. Прежде чем двигаться в Карелию необходимо было забрать сына из Подмосковного «пионерского лагеря». К обеду следующего дня были в Подмосковье. Забрали сына, переночевали и наутро двинулись в Сортавалу через Питер. Для чего-то поехали на машине супруги — BMW 1-й серии. Думалось что, скоростная машина, побыстрее всё будет проходить. Это был 2012 год, с дорогами в России ещё не всё было благополучно. И бедному, маленькому BMW на просторах русского севера «досталось по полной».
До Санкт-Петербурга доехали без проблем. А вот за Питером в сторону Приозерска дорога просто закончилась, в смысле асфальт на ней закончился. Из 270 километров от Питера до Сортавалы дорогой можно было назвать от силы километров 100. Всё остальное либо разбитая гравийка, либо асфальт с такими колдобинами, что гравийка выглядела предпочтительнее. Но это было в 2012 году. Летом 2020 года нам выдалась поездка из Питера в Сортавалу на арендованной машине.Теперь там всё отлично! Поливай, не хочу!
В общем кое как к ночи мы добрались до Сортавалы. Город выглядел так как будто, только, вчера из него с боями были выбиты немцы или финны! Все ободранное, ночью не одного фонаря не горит. Дороги все в колдобинах. Переночевали в какой-то невзрачной гостинице и на утро двинулись на причал для отбытия на «метеоре» на Валаам.
Погода на Ладоге выдалась идеальная. Штиль, солнце, тепло. Валаами остров и монастырь несомненно впечатлили. И красотой природы, и красотой монастыря, и глубиной истории, и религиозной энергетикой, и величием заслуг. Сильнейшее по энергетике место! Ближайшее к господу место из мною увиденных!
После центральной усадьбы нас перевезли метеором на Воскресенский скит. Предоставили свободное время для ознакомления с островом. Природа Карелии оставляет, конечно, непередаваемые впечатления.
Ближе к вечеру нас наполненными духовным и эстетическим содержанием вернули в Сортавалу. Погуляв по городу, отправились отдыхать в гостиницу.
На следующее утро поехали в Петрозаводск. Ближе к вечеру, добравшись до столицы Карелии, наняли частного экскурсовода и поехали на обзорную экскурсию по городу. Петрозаводск оставил не лёгкое впечатление. Не большой, в прошлом промышленный, с потенциалом, как и сотни Российских городов, всеми силами пытающийся, вырваться из экономических проблем.
Утром, так же на метеоре отправились в музей-заповедник под открытым небом «Кижи». Онежское озеро так же как и Ладога решило побаловать нас хорошей погодой. Солнце, отсутствие ветра, тёплый воздух.
Кижский погост и особенно двадцатидвух-главая Церковь Преображения Господня вызывает такие же чувства, примерно как и Египетские пирамиды: смотришь на неё красавицу и думаешь ну как можно было в восемнадцатом веке ни имея ни компьютеров, ни конструкторских бюро, ни каких обрабатывающих станков, голыми руками, используя только лишь ручной инструмент, на глазок, создать такую красоту. Да ещё восьмигранный сруб, который составляет само здание церкви без единого гвоздя сделать! Фантастика!
Все остальные объекты показа «Кижского погоста»: церкви, часовни, дома, мельницы, бани, только усиливали чувство гордости за русских зодчих прошлых веков.
К вечеру нас впечатленных русским столярным мастерством и абсолютно счастливых вернули в Петрозаводск.
Переночевав в Петрозаводске, выдвинулись в сторону Белого моря.По пути в семидесяти километрах севернее Петрозаводска свернули в сторону с дороги, заехали посмотреть на водопад Кивач. Красивый Карельский водопад. Может служить визитной карточкой Карелии. Смотришь на его фото: на скалистые берега, бурную растительность, кипящую воду, и даже не зная где это место находится, говоришь, судя по природе это неверное в Карелии. Хорошее, обустроенное место показа. Однозначно нужно заезжать осматривать.
Двигаясь дальше по трассе на Мурманск, мы с каждой сотней километров, ощущали неотвратимое приближение дыхания Севера, растительность на глазах становилась всё ниже, всё скромнее.
Прибыв в Рабочеостровск, поселились в гостинице в двух шагах от причала. Рабочеостровск встретил хмурым небом, моросящим дождем, покосившимися, сталинскими бараками для заключенных ГУЛАГ-а.
На утро погрузившись в трюм старого и сурового теплоходика пошли в сторону Соловков. Сидя в мрачном, без дневного света трюме, скрипящего корабля, мучился мыслью: это специально с первой минуты путешествия турфирма тебя окружает суровым ГУЛАГ-ским колоритом, для того чтобы степень погружения была 100%-ная, или на севере поездка в мрачном трюме древнего теплохода это обыденная, так сказать, повседневная история? Поди тут поищи «белый теплоход»!
Соловецкий архипелаг встретил нас температурой +12°, холодным дождем и пронизывающем ветром. А мы как наивные, южные туристы из теплой одежды взяли только легкие ветровочки. Дома то +32°. Это был у нас второй и последний «залёт» с отсутствием тёплой одежды летом. Предыдущий, случился несколько лет назад, когда мы в начале июля приехали на Эльбрус и одетые в шорты и майки, при посадке в фуникулер, удивились куда это люди в зимней горнолыжной одежде с лыжами собрались? Наверху всё стало на свои места: снег, +7° и ледяной высокогорный ветер. После этих двух случаев в гардеробе появилась не продуваемая, непромокаемая одежда из GORE-TEX-а, которая, теперь, в любой поездке находится в походной сумке.
Но как говориться «матч состоится в любую погоду» и нас повели к воротам самой северной, каменной, русской крепости. Фортификационные возможности Соловецкой крепости-кремля впечатлили. Это настоящее, серьезное,долгосрочное, оборонительное сооружение. Сложена из необработанного камня, у основания большие валуны выше камни по меньше, узкие отверстия бойниц, всё это придает ей особую средневековую брутальность. Причем архитектура крепости была выполнена именно в русском, а не западном фортификационном-архитектурном стиле. Наверное, во многом благодаря этому, самая известная фотография Соловецкой крепости расположена на пятисот рублевой купюре банка России.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь также поразил своей историей и величием. Вековые соборы, храмы, крытые галереи переходы между церквями, оригинальная колокольня. Строилось всё фундаментально, с размахом и на века.
На острове, в монастыре имелись все необходимые для автономного существования заводы и мастерские: кирпичные, лесопильные, гончарные, столярные слесарные и другие. Особенно впечатлили средства механизации, применяемые монахами в Соловках на основе напорного водопровода, который был построен ими,даже раньше Московского водопровода, в начале семнадцатого века. Это был сам водопровод, смывная канализация, водяная мельница и, тут должна быть барабанная дробь, автоматическая портомойня с ополаскиванием! В монастыре! У монахов! В Семнадцатом веке! Стиральная машинка полуавтомат! Кто там на западе считал допетровскую Россию технически отсталой?
Но самое неизгладимое и тяжелое впечатление оставило посещение так называемого музея ГУЛАГ-а – Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) и в последствии Соловецкой тюрьмы особого назначения (СТОН). Хочу сказать, что спустя несколько лет мы посетили музей «Аушвиц-Биркенау» в польском Освенциме. И при всём ужасе который творился в Освенциме, лично для меня большей катастрофой выглядели те издевательства которые русские в Соловках творили над своим народом, чем те что немцы творили в Освенциме над чужими народами.
Интересно отметить, что и экскурсовод в Соловках и польский экскурсовод в Освенциме отмечают тот факт, что на воротах этих двух концентрационных лагерей находился один и тот же перефразированный лозунг.Надпись «Через труд к свободе» висела с 30-х годов над воротами в «Соловках». В 1934 году в «Соловки» приезжала немецкая делегация по обмену опытом. И через несколько лет на воротах Освенцима появился немного видоизмененный лозунг «Arbeitmachtfrei- Труд делает свободным». Сложно обвинить фашистов в банальном плагиате. Их изощрённые мозги, конечно, могли придумать какой-нибудь свой преступный слоган. Но факт остается фактом.
В музее «СЛОН-СТОН» показывается ещё большое количество, леденящей душу информации. Но как бы тяжело не воспринималась информация, о Сталинских репрессиях, мы рекомендуем его как обязательный для посещения на Соловках.
В общем, с тяжелым сердцем, под тяжелым, серым небом, в трюме серого, страшного корабля мы поздним вечером вернулись в Рабочеостровск. Для снятия стресса, выпили по 100 грамм СовНарКом-овских и пошли отсыпаться перед дорогой домой.
Наутро поехали домой. По дороге купили ягод, грибов, банных веников, а за Питером даже приобрели жаровый самовар на дровах, выпущенный в Туле, в 1936 году.
По очереди меняясь с супругой за рулем, без остановок для сна, за 30 часов, добрались до дома.
Три самых культовых места маршрута «Карелия» — Валаам, Кижи, Соловки ни в рекламе, ни в популяризации не нуждаются. Оставшиеся природные места показа идут уже «просто» в довесок к объектам всемирного культурного наследия.