Мы снова в устье Свири! И наша лодка продолжает маршрут по Волго-Балтийскому водному пути, с небольшим отклонением на Белое море и остров Соловки. На этом маршруте мы пройдем реку Свирь, посетим Петрозаводск, пересечём с юга на север всё Онежское озеро, побываем в Кижах, насладимся ласкающе теплой водой на пляжах в Медвежьегорске. Не будем тратить время, заводим двигатели.Вперед к теплу, на русский север!
Добираемся машиной до Свирицы. Спускаем лодку на воду, заправляем с канистр. Заправок на воде на Свири нет.
На следующее утро выдвигаемся в верх по течению. Планы на день масштабные: пройти 224 километра реки Свирь, преодолеть два ее гидроузла и успеть за светло дойти по Онежскому озеру до Петрозаводска.Всего 360 км водногопути.
Подготавливая план маршрута, обратил внимание на протяженность реки Свирь – 224 км. Но где-то рядом мы уже виделиводоем такого же размера! Река Волхов, тоже 224 км длиной!Вот тебе и в природе не бывает симметрии! Две реки вытекающие из разных озер и впадающие в Ладогу, каждая по своему петляя по своему водосборному бассейну прорыли русла одной длины- в 224 км. Беломорско-Балтийский канал, кстати, недалеко от сюда находящийся, тоже имеет длину в 227 км. Все это похоже на какой- то масонский заговор. Реки Нева и Вытегра, одна 74 км, вторая 64, тоже начинают подозрительно выглядетьвблизи с такимиодинаковыми соседями.
Размышляя о всемирных заговорах мы незаметно преодолели 80 км по реке и подошли к Нижне-Свирскому гидроузлу. Для прохождения гидроузлов у нас всегда есть домашняя заготовочка – предварительные телефонные уведомления гидроузлов о нашем желании шлюзоваться. Телефонышлюзов находятся на странице лайфхаков в разделе «О прохождении шлюзов». Звоним на гидроузел, говорим вот они мы красавцы, примчались, готовы к шлюзованию. Они спрашивают: «Круизер «Михаил Булгаков» обгоняли?» Мы говорим «Обгоняли!» «Вот нечего по рекам носиться, народ пугать. Стойте ждите теперь. Вы по плану с ним шлюзуетесь.» Ждать так ждать. У нас появилось минут сорок свободного времени. Использовали его для купания, вода очень комфортная.
Догнал «Булгаков». С ним вместе прошли шлюз. Пошли дальше. Связываемся с Верхне-Свирским гидроузлом, спрашиваем «Нам «Булгакова» ждать или Вы нас самих прошлюзуете?» Говорят «Булгаков» будет останавливаться в Верхних Мандрогах можете идти сами.
Доходим до «Удивительной деревни Мандроги» думаем раз «Булгаков» будет останавливаться значит и нам нужно посмотреть. Швартоваться и гулять по деревне у нас времени не было. Решили рассмотреть «Удивительную деревню» через иллюминатор квадрокоптера. Удивительная деревня Мандроги – музей деревня со старой архитектурой, интересной экскурсионной и познавательной программой: музеем водки, ремесленными мастер классами, погружением в быт девятнадцатого века, начиная от утреннего подъёма с молитвой, заканчивая доением коровы и седланием лошадей.
Для информации: в Мандрогах есть причалы для маломерного флота с береговым питанием и водоснабжением. Говорят местные туда могут подвозить топливо для бункеровки. Телефонов к сожалению мы не взяли.
Рассмотрев Мандроги двинулись дальше. Подошли к Верхне-Свирскому шлюзу. Прошли шлюзование совместно с яхтой и сухогрузом. Покупавшись, возле экзотических островов пошли к истоку Свири.
К вечеру вышли в Онежское озеро. До Петрозаводска от истоков Свири водой 138 км. Нашу участь начал отягощать восточный ветер и сопутствующая ему немалая волна. Облегчали участь стоящие белые ночи и понимание что в незнакомых местах, в шторме да еще и в темноте мы не окажемся.
Через четыре часа прибыли в Петрозаводск. Единственный яхт-клуб который предлагал бункеровку был яхт-клуб «Петрозаводск» находящийся на старой нефтебазе в пригороде Петрозаводска на нем и оставили лодку. Сами кое как найдя такси отправились на ночевку в отель Космос стоящий в центре города на набережной Онежского озера.
Наутро заправили лодку. Выдвинулись в сторону Кижей. От Петрозаводска до Кижского погоста по воде 70 км. По плану должны были зайти осмотреть Клименецкий монастырь и урочище Конда. Подошли к Клименецкому монастырю.На Навиониксе безопасные подходы к берегу не обозначены, никаких латеральных вешек нет. Вдоль берега из воды сплошь торчат камни. В общем, подходить к берегу мы побоялись.
В урочище Конда также не пошли. Вновь дул восточный ветер. И нам пришлось бы бороться с высокими встречными волнами.
Петляя между островов в Онежских шхерах мы добрались до музея заповедника под открытым небом Кижи. В первое наше посещение,в 2012 году в Кижахшла реконструкция их жемчужины — церкви Преображения господня. Она стоял на подпорках со всех сторон была окружена лесами и разумеется закрыта для посещения. За месяц до нашего сегодняшнего посещения церковь Преображения Господня уже, наконец была отреставрирована,торжественно открыта и блистала на солнце своими двадцатью двумя посеребренными главами.
У нас была забронирована экскурсия по острову. Стояла южная жара,температура воды как в Ялте, а у нас осталось сэкономленное время. Тратим его на водные процедуры. Когда еще выдастся шанс понырять возле памятника Юнеско. Посетив экскурсию и послушав, в очередной раз, как плотник Нестор, одним топором без гвоздей, построил церковь мы двинулись дальше. Самостоятельным водным туристам надо сказать, что если у Вас будет возможность, то нужно обязательно обплыть на лодке весь Кижский остров. На нём есть еще на что посмотреть.Севернее погоста стоят жилые деревни, мельницы, церкви и другие колоритные постройки.
На просторах интернета проскакивает мнение, что маломерный флот не сильно жалуют в Кижах. Мы этого не почувствовали. В центральной части острова есть бесплатный гостевой причал для яхт. По кругу острова имеется множество помостов, в кратковременной швартовке к которым никто не откажет. На якорь за пределами судового хода можешь становиться вообще в любом месте, лишь бы не мешать маневрам реестрового флота.
Наш путь далее лежал на самый север Онежского озера в город Медвежьегорск. Чтобы выбраться на большую воду из Кижских шхер пришлось изрядно попетлять по замысловатому фарватеру. Он как будто нарочно запутывал следы. Без Навионикса разобраться как выходить из шхер не уткнувшись в мель думаю было бы почти невозможно.
От Кижского погоста до Медведь Горы – так местные называют Медвежьегорск через Онежские шхеры,Заонежский и Повенецкие заливы 140 км. По пути следования мы должны были посетить достопримечательности – Челмужскую косу и финский военный бункер на острове Мег. К косе подошли, посмотрели. Красивая, тонкая островная гряда, покрытая густым лесом. Но весь берег сплошь каменистый.Высаживаться побоялись. На остров Мег с финским бетонным бункером у нас просто не хватило ни сил, ни духа и ни времени.
В Медвежьегорске остановились на базе отдыха «Малая Медвежка». Очень гостеприимная, комфортабельная и хорошо вписанная в лесной ландшафт база отдыха. Погода для этих широт стояла аномально жаркая, вода в озере была прогрета до курортных 24 градусов.Оставив лодку на обычной автомобильной стоянке, мы весь следующий день просидели семьей в чистой и теплой Онежской воде.
Рассказывая о яхтенной инфраструктуре, отметим что с заправками на воде, на Онеге ситуация более скромная чем на Ладожском озере. Заправка только одна – в Петрозаводске. В различных прибрежных населенных пунктах различные люди, конечно, решают за дополнительную плату топливный вопрос путем подвоза канистр . О их наличии и контактах для связи информациейвладеют местные лодочники, оказывающие услуги по доставке туристов к достопримечательностям. Все найденные координаты баз отдыха, достопримечательностей, заправок и людей способных с ней помочь размещены на странице лайфхаков нашего сайта в разделе «О наличии инфраструктуры для обеспечения путешествий». Мы же не надолго прощаемся с Вами. Через две недели нас ждет Беломорско-Балтийский канал, приключения в Белом море, приливы-отливы и Соловецкий архипелаг.