Еще в автомобильных турне уяснил для себя правило, что чем тщательнее заранее планируешь маршрут: вдумываешься в карты, изучаешь места, виды со спутника, рассчитываешь расстояния, скорость, время, тем проще потом выполнять свой же подготовленный план действий. Непредвиденным импровизациям просто нет места. Поначалу планировать сложно: а вдруг непогода, а вдруг непредвиденные обстоятельства, а сколько я простою на пункте пропуска? После нескольких поездок становится легче, берешь небольшой запас времени на всё непредвиденное и стараешься не отклоняться от плана.
Мало все хорошо запланировать, нужно все записать на бумагу. Все места остановок, ночевок, дозаправок. В виде алгоритма действий со всеми точками, расстояниями, названиями, адресами, телефонами, именами людей с кем договаривался. Это когда сидишь дома на диване и планируешь, всё тебе ясно и все ты помнишь, а что не помнишь в интернете можешь посмотреть. Но стоит два дня побыть в дороге, попасть в шторм, устать, то не то, что название лодочной станции вспомнить не можешь, город в который идешь, забываешь. Надо все записывать на бумагу. На интернет в дороге лучше не рассчитывать. В самый нужный и трудный момент его не окажется.
Как это примерно выглядело у нас: мотолодка на крейсерской скорости идет 35-45 км/ч, за светлое время суток вы сможете пройти 200 – 300 км пути. Если на вашем пути будет гидроузел, закладывайте на его прохождение 1,5-2 часа. Созвонившись, зарегистрировавшись, со всеми договорившись, вы должны справиться быстрее. Тогда у вас появляется лишнее время полюбоваться красотами. Исходя из ёмкости топливного бака и примерного расхода топлива вы можете рассчитать запас хода и понять примерное место дозаправки. Не советую рассчитывать запас хода впритык — поднявшийся ветер, начавшийся шторм, любые непредвиденные отклонения от маршрута увеличат ваш расход топлива, и вы не дойдете до точки дозаправки.
Поняв, после первого четырехдневного перехода Ростов-на-Дону – Волгоград- 560 км, что более двух дней подряд идти по воде утомительно, мы начали планировать двух дневные переходы общей протяженностью не более четырехсот километров. Благо города вдоль Волги где-то так и расположены. Волгоград-Саратов — 400 км, Саратов-Самара — 420 км, Самара- Казань- 400 км и т.д. В конечной точке обычно это областной центр, в интернете находилась гостиница, где мы перед возвращением домой, останавливались на одну ночь и яхт клуб, где лодка останется до следующего перехода. С яхт-клубом созванивались, договаривались о подъеме лодки из воды. Машина сопровождения шла с лодочным прицепом. Стоять в яхт-клубе на берегу всегда дешевле чем оставаться на воде. Поэтому лодку везде поднимали из воды.
Далее в зависимости от желания иметь промежуточную ночевку в лодке, в палатке или в гостинице выбирали либо городок с гостиницей, либо красивое место на берегу Волги для ночевки в палатке. Место для ночевки выбирали с помощью Google-карт в режиме снимков со спутника. Основными критериями красоты были: наличие деревьев, пологого пляжа и дороги, подходящей к этому месту, чтобы на ночь воссоединиться с машиной сопровождения. Качество снимков со спутника у Google-a достаточное, чтобы отличить пологий берег от обрывистого и большие деревья от кустарника, что позволило ни разу «не вляпаться» с местами ночевки. На Google-картах ставилась метка места встречи и сбрасывалась водителю машины сопровождения. Затем это место находилось на картах Navionics-a, на воде и ставилась метка уже для себя. В найденном месте встречались, разбивали лагерь, ночевали. Лодка ночевала на якоре возле берега.
C ночевками в гостиницах все проще: в Google-картах находился подходящий городок, в середине пути. На этих же Google-картах находилась лодочная станция, где лодка ночевала на воде. Если в интернете были телефоны лодочной станции, то созванивались договаривались. Если телефонов не было, шли всё равно до станции. В выходной день, а мы шли по выходным дням, многие места были свободны и нам всегда находилось место. На Booking.com бронировалась гостиница.
С местами дозаправки определялись следующим образом. Если на маршруте дневного перехода не было ПЗС, то где-то в километрах 120-130 от начала пути находилось место куда могла подойти машина и лодка. Обычно это были деревушки, стоящие на реке. Ставились метки в Google и Navionics-e. Встречались, дозаправлялись с канистр.
Сколько же времени уходит на подобное планирование? Планирование первых суток поездки на машине до места продолжения экспедиции, ночевки в гостинице, двух дней пути по воде с ночевками, дозаправками, званными ужинами, осмотрами достопримечательностей в пути следования и в конечном точке, ночевкой и сутками возвращения домой, при имеющейся сноровке занимали от 5 до 8 часов. Скажите, 8 часов это много! Зато выполнив свой же план, вы испытываешь истинное удовлетворение от четко сыгранной пьесы. И в глазах своей команды вы действительно «второй после бога»: всё рассчитано, всё по полочкам, всё без накладок, всё как по нотам.