Перед путешествием водой желательно ознакомиться с «Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей» — всего 10 страничек А5 формата.
шлюзование для маломерного не коммерческого флота на ВВП РФ осуществляется бесплатно;
маломерные суда шлюзуются только в светлое время суток
шлюзующееся судно должно быть технически исправно;
судоводитель должен не менее чем за 1,5 часа до предполагаемого шлюзования подать заявку диспетчеру шлюза;
общение судоводителя с диспетчером шлюза происходит по УКВ радиосвязи;
все действия перед и во время шлюзования необходимо выполнять либо по команде диспетчера шлюза, либо по согласованию с ним;
любые сигналы светофора кроме зеленого света – запрещающие;
члены экипажа, участвующие в швартовке, должны быть одеты в спасательные жилеты.
Но перед этим немного лирики. Ни одно из государственных действий или событий за последнее время не подняло лично в моем сознании гордость за отечество, так высоко, чем прохождение шлюзов. Мощнейший организационно-инженерный отлаженный механизм, который для тебя маленького человечка, на маленькой лодочке, одного и бесплатно, чтобы удовлетворить твое право на перемещение по своей стане, за считанные минуты переливает тысячи кубометров воды. Грандиозное с точки зрения поднятия патриотизма действие!
Зная, что вам предстоит проход какого либо гидроузла, для ускорения процесса самого шлюзования, нужно не полениться зарегистрироваться у диспетчера движения соответствующего бассейна внутренних водных путей РФ и непосредственно у диспетчера шлюза.
Для этого необходимо на сайте федерального агентства морского и речного транспорта найти телефон необходимой администрации бассейнов внутренних водных путей. Позвонить в администрацию, и спросить телефон диспетчера движения нужного участка водных путей.
Далее созвонившись с диспетчером движения и представившись владельцем маломерного судна, сообщить о вашем намерении шлюзоваться в соответствующем гидроузле. Скорее всего он вам скажет что маломерный флот они не регистрируют, но он будет уже в курсе о вашем переходе и это вам позволит в дальнейшем, в разговоре с диспетчером шлюза сослаться на то, что диспетчер движения уведомлен о вашем переходе.
Так же необходимо у него спросить телефон диспетчера шлюза. Созвонившись с диспетчером шлюза, необходимо уведомить его о вашем намерении проходить шлюзование и сообщить предполагаемое время прибытия к шлюзу. Он запишет все ваши данные и скажет по какому каналу радиосвязи (3 или иному) с ним связаться, когда вы прибудете к шлюзу. Все эти манипуляции занимают не более 10 мин, но могут позволить сэкономить несколько часов ожидания перед самим шлюзом.
Во-первых по правилам шлюзования вы обязаны не позднее 1,5 часов зарегистрироваться у диспетчера шлюза, а правила и людей, их соблюдающих, необходимо уважать; во-вторых если у шлюза на этот день плотный график на шлюзование, то по прибытию вас поставят в конец очереди, так как торговый флот имеет преимущество при проходе шлюзов. Зарегистрировавшись же, вы скорее всего, чисто по-человечески, будете поставлены перед позже вас пребывающих судами.
Во вкладке «Телефоны диспетчеров движения и диспетчера шлюзов» указаны все собранные мною телефоны диспетчеров движения и шлюзов от Ростов-на-Дону до Ярославля.
Маломерные суда в шлюзе ошвартовываются к одному плавучему или стационарному рыму. В каждом шлюзе высота расположения рымов различная. И чтобы не мучиться со снятием швартова с рыма в верхней и нижних точках его необходимо накидывать на рым серьгой, а не петлей. Так проще будет снять швартов с крюка, просто вытянув его за один конец, при высоком расположении рыма. И за два конца удерживать лодку при шлюзовании немного проще чем за один. Если есть возможность участвовать в швартовке вдвоём с носу, и с кормы, то удобней это сделать, накинув на этот же рым второй швартов, так же серьгой, и растянув один на нос, второй на корму. В тех шлюзах, где поступление воды происходит через верхние ворота, образуется течение, которое оттягивает нос или корму лодки от стенки шлюза и удерживать лодку с двух точек будет намного удобней.
Пользоваться или нет кранцами при швартовке в шлюзе, дело индивидуальное. За 60 -100 лет эксплуатации бетонные стенки шлюзов становятся похожи на 290 метровый, крупнозернистый напильник. Если у вас дорогая лодка или «нежный» привальный брус, выбор один нужны кранцы. У нас была обычная лодка с привальным брусом из «дебёлой» резины, которая, по моему больше царапала шлюз, чем он её. Мы кранцами не пользовались.