Описание маршрута "Ростов-на-Дону - Ярославль" 2020 г.

Взаперти

И вот весной 2020 года, сидя дома взаперти на коронавирусном карантине, становилось очевидно, что все традиционные путешествия из-за ограничительных мер: отсутствия полетов, закрытых границ, небезопасного нахождения в гостиницах в этом году могут вообще не состояться.

Завершить автомобильный маршрут до Владивостока могут не позволить те же ограничительные меры. И единственной возможностью выйти из дома может явиться путешествие на лодке по рекам, с ночевкой в палатках. И тут как нельзя кстати пришлась давняя мечта о водном путешествии вокруг Европы.

На чем плыть?

Вот только лодка-круизер ещё куплена не была. Но выбора нет. Лодку покупать негде и не за что. Нужно плыть на том, что есть. А есть мотолодка «Дельфин» с одной не то каютой, не то кладовкой 6,9 м длинной, с двухтактным Меркурием 150 л.с., без гальюна и без камбуза.

Да и на что они нужны, гальюны эти! Суровые мы путешественники, в конце концов или девочки стеснительные?! Надо плыть!

Планы и сборы

От других хобби, к счастью, имелось бесконечное количество инвентаря: фонарики, бинокли, походные печки, палатки, спутниковые телефоны, оружие, яхтенная одежда, и как в последствии выяснилось две самые главные вещи — носимая рация с речным частотным диапазоном и планшет с программой «Навионикс».  Разложив все это добро по походным рюкзакам, начал готовиться к началу путешествия. Кинул клич по друзьям-товарищам:

«Поплыли, мол, посмотрим на Россию-Матушку с воды! Сам пока ничего не понимаю: как плыть, где ночевать, но не пропадем это точно».

Двое друзей с опаской, но согласились попробовать.

Начал строить планы.  Предпочтительнее выглядела челночная стратегия поездки: на выходные идти несколько дней по воде, оставлять лодку, возвращаться домой на машине. Две недели работать, затем продолжать путешествие. Заправок до Волгограда на воде нет. Значит нужно либо брать с собой канистры и ездить на такси самим, либо на той же машине сопровождения, с канистрами на борту подвозить топливо. Благо есть служебный УАЗ  с водителем-соратником-другом за рулем. Уже что-то.

До куда дойдем, где ночуем? Ничего не понятно. Опыт планирования автомобильных поездок помогал слабо. Передвижения по суши более предсказуемые: 1000 км – это плюс-минус 12 часов пути. По воде сложно по началу было оценить сколько ты пройдешь за день из-за того, что нет понимания сколько времени уйдет на шлюзование. От Ростова до первого гидроузла – Кочетовского 130 км, это примерно 3 часа ходу, следующий гидроузел – Константиновский еще через 30 км и сколько на каждом из них будет потеряно времени по началу было не понятно. Понятно другое, с пустым баком ходить нельзя, расход у лодки в среднем 1,1 литра на 1 км пути поэтому через 120-140 км пути необходимо планировать места встречи с машиной для дозаправки.

В Google-картах в режиме просмотра снимков  со спутника находил места где дороги подходят к реке и есть пологий выход к воде, ставил метку для отправке машине сопровождения. Далее это же самое место находил на картах в «Навиониксе» также ставил метку уже для себя. На двух  первых метках планирование маршрута закончилось. Дальше решил смотреть на места встреч-дозаправок, ночевок «по фактической погоде». На странице агентства внутренних водных путей взял телефон диспетчера движения Азово-Донского бассейна ВВП. На этом организационные приготовления решил закончить.

Выходить по воде решил не из Ейска, а из Ростова-на Дону. Во первых всё начало июня дули ветра, и Азовское море не сильно, но штормило. Второе  — не очень хотелось заморачиваться бюрократией с пограничниками и порт-контролями. Ничего сложного вроде нет, порядок уведомительный не разрешительный, но за 90 км водного пути — это расстояние от Ейска до входа у устье Дона,  из-за того что будешь переходить из юрисдикции одного порт контроля в другой и из зоны обслуживания одной пограничной заставы в другую, они все тебе раз пять позвонят по телефону, вызовут по рации, опросят о флаге регистрации, габаритах судна, данных владельца и самый сложный вопрос о конечной точке назначения. Ну как я находясь в двух милях от дома, им по рации на 16 канале объявлю, что все давайте пацаны, не поминайте лихом, поплыл я вокруг Европы. Они, наверное, захотят убедиться в подлинности справки из психдиспансера. В общем решили до Ростова сушей, а оттуда уже водой

Итак, в путь!

Первый этап. Ростов-на-Дону - Волгоград

И вот 12 июня 2020 года загрузив в лодку палатки, спальники, тушенку и весь походный инвентарь, спустив лодку в Ростове-на-Дону на воду, отправились в путь. 

Уведомили диспетчера движения по Азово-Донскому бассейну о своем маршруте движения, и о намерении проходить сегодня шлюзование в Кочетовском, Константиновском и Николаевском гидроузлах. По берегам реки полно людей, уставших на карантине сидеть дома, пустующих мест нет. Вода теплая, все купаются. Мы тоже несколько раз останавливались для купания. Дон красивый, компактный, уютный, река — ассоциирующаяся с отдыхом. Через четыре часа подошли к Кочетовскому гидроузлу, дозаправились. Все три гидроузла проходили без задержек: запрос по рации о прибытии, доклад о готовности шлюзоваться, ворота открываются, мы в шлюзе, идем дальше.

 К вечеру подошли к 15 шлюзу Цимлянского гидроузла. Остановились на ночевку в заранее выбранном месте, в затоне недалеко от станицы Романовской. Дальше идти бессмысленно, в Цимлянском водохранилище маленькой лодочке ночевать сложно.

Утром ждал сюрприз. Лодка, оставленная на якоре в затоне, оказалась на мели. Было даже ощущение, что ночью упала вода. Позвонили диспетчеру движения спросили об уровне воды. Уровень на месте. Вчетвером сдвинуть с места лодку весом 1,5 тонны не представлялось возможным. Собрали еще шестерых деревенских мужиков и вдесятером в раскачку сантиметр за сантиметром вытолкали лодку на воду.

Диспетчер, как отец родной…

Здесь интересно отметить отношение к делу диспетчера движения. 

В Азово-Донском бассейне это не просто диспетчер – это Отец Родной. Когда регистрируешь свой переход, он кроме всех стандартных вопросов – гос. номер, габариты лодки, телефон, спрашивает есть ли у вас место ночевки и просит по прибытию перезвонить ему,  сказать, что у  вас всё в порядке. Более того на следующее утро в 07.00 утра он сам перезванивает и интересуется как прошла ночь, всё ли в порядке? А когда мы позвонили узнать уровень воды, сказав, что сели в затоне на мель, он начал искренне переживать, обзванивать шлюзы выше и ниже нас. Перезвонил, рассказал, что уровень в норме, предложил попробовать решить проблему самим и если не получится звонить ему он будет думать, кого прислать на помощь. После того как мы отзвонились сообщив, что снялись с мели, поблагодарили за участие, он долго расспрашивал, нет ли у нас пробоин после мели, не потеряна ли управляемость лодки. И только убедившись, что с нами точно все в порядке, пожелал счастливого пути! Беспрецедентная искренность отношения к своему делу. Спасибо что такие люди есть!

В 15 и 14 шлюзах пропустив вперед нефтеналивной танкер прошли в Цимлянское водохранилище. К вечеру с одной дозаправкой, прошли Цимлянское водохранилище  и заночевали на живописном берегу напротив Калача-на-Дону.

С утра третьего дня пути начали прохождение Волго-Донского канала с его 13-ю шлюзами. 

 Возле первого со стороны Дона, тринадцатого шлюза, установлен красивый 16-ти метровый монумент «Воссоединение фронтов» — памятник на месте встречи войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов, окруживших в ноябре 1942 г шестую армию Паульса под Сталинградом. 

Волго-Донской канал — это отлаженный до автоматизма «автомата Калашникова» живой механизм. Короткая регистрация, постановка в очередь и ты в «обойме». Канал живет по своим правилам. Из-за того,  что он узкий, и ночевать во многих местах попросту негде, маломерный флот шлюзуют и ночью, в темное время суток, пока не дойдешь до безопасного места ночевки. Диспетчер движения канала, в сильный до 20 м\с ветер, ставит в отстойник, на якорь,140 метровые сухогрузы,  без их желания, но разрешает идти по штормовому водохранилищу и шлюзоваться 6 метровой лодке. Все идут в порядке живой очереди. Пребывающее после тебя судно водоизмещением 3 000 тонн, швартуется к причальной стенке, чтобы пропустить тебя — маленькую лодочку.

По рации с тобой общаются одинаково ровно, уважительно и диспетчера шлюзов и вахтенные офицеры судов. И тебе самому приходится вести себя как полноценному участнику движения, согласовывая с остальными участниками борт расхождения и все свои маневры.

За третий день пути мы прошли семь шлюзов с 13 по 7 и все три имеющихся водохранилища: Карповское, Береславское и Варваровское. Дул сильный до 20 м/с ветер. Водохранилища штормили, в шлюзах завихрения ветра — до неуправляемости, крутили лодку. Швартовка к рыму превратилась почти в цирковое представление. Но идти можно было и самое главное, что разрешали. Хотя пустым судам идти не разрешали, ставили принудительно в водохранилище на якорь.

 

 В узком канале столкнулись с сильным боковом сносом лодки из-за ветра, Лодка шла в глиссирующем режиме 30 км/ч, дул сильный боковой ветер. Ширина канала метров семьдесят и волна не успевала подняться. Шли как по мелкой стиральной доске, как и положено правосторонним движением. Вдруг резкий порыв ветра с левого борта начинает гнать лодку вправо в каменистый берег. Обычный поворот руля ситуацию не менял, ветер был сильнее разворачивающей силы двигателя. Ситуацию спас полностью вывернутый руль и скисший порыв ветра — лодка перпендикулярно каналу ушла от камней. Несколько секунд беспомощности 150-ти лошадиных сил перед ветром впечатлили на всю жизнь.

К вечеру дошли до 8 шлюза. Ночевать было негде. Узкий канал и шлюзы. Поэтому 8 и 7 шлюзы уже проходили в темноте. За седьмым шлюзом появилось место для стоянки и нас отправили ночевать. Ветер стих и появилась другая напасть – гнус. Местные жители  и работники шлюзов ходили в полностью закрытых антимоскитных комбинезонах. У нас такой формы одежды не было и гнус показал нам «сибирское гостеприимство». Лез в уши, при каждом вдохе залетал в нос, при каждом слове в рот. От гнуса спасла усталость и сон.

На четвертый день мы с раннего утра начали шлюзоваться в шестом шлюзе и до 14-00 часов прошли один за другим оставшиеся 6 шлюзов. Волга встретила ветром, волной и рыже-красной водой. С воды подошли к вошедшему, в книгу рекордов «Гиннеса» памятнику Ленина, сфотографировались. Дошли до яхт клуба «Семь футов», достали лодку из воды. Уставшие, но довольные результатом, без ночевки поехали на машине домой.

Второй этап. Волгоград - Саратов

Спустя две недели, восполнив запасы тушенки, накупив антимоскитных шляп с сетками, всё спланировав,уже взяв всю семью, на двух машинах вернулись в Волгоград.

Переночевали в гостинице. С утра взялись реализовывать составленный план: маршрут Волгоград-Саратов — 400 км, три дозаправки, два дня пути, одна ночевка, один гидроузел. Созвонились со всей вертикалью Волжской диспетчерской власти, объявили всем, что они являются свидетелями судьбоносного события — нашего перехода по Волге. Все диспетчеры рассказали, что Волга такой мелочью себе голову не забивает, идите куда хотите, когда придете к шлюзу, он будет рад вас слышать на 3-ем УКВ канале.  Но цель была достигнута — все знали, что мы идем, и телефоны всех речных командиров от Волгограда до Саратова нами получены.

Спускаем лодку на воду, она не заводится. Умер стартовый аккумулятор, завели двигатель бортовым. Дали машинам сопровождения задание купить новый аккумулятор. Двинулись  в путь.

Через 24 километра подошли к шлюзу Волжской ГЭС – ни много не мало крупнейшей гидро-электростанции в Европе. Как и предполагалось после общения с диспетчерами — все как по маслу. Запрос по рации, доклад о готовности шлюзоваться, ворота открываются, через полчаса мы в верхнем бьефе двух камерного шлюза.

Крупнейшая ГЭС в Европе

 ГЭС самая крупная в Европе и шлюзы под стать ей. В два раза больше Волго-Донских, каждая камера 290 на 30 метров против 145 на 18 метров.Двухкамерные — одна камера за другой, разделены воротами, общей высотой подъема-опускания 20 метров.  Параллельно идет вторая точно такая же двух камерная нитка. Но более всего поразила скорость заполнения-опорожнения водой в каждой камере — десять метров высоты за 8 мин. Умножив 290 метров длины шлюза на 30 ширины и на 10 высоты и разделив на 8 минут подъема, получаем скорость поступления-сброса воды 10 тысяч 875 кубометров в минуту или больше 181-го кубометра в секунду. А на поверхности воды в шлюзе ни течения, ни водоворотов, спокойно всплываешь-опускаешься. Вот это советские инженеры-гидростроители жгли! Красавчики просто!

Попав в Волгоградское водохранилище, мы оказались дома. 

То есть в привычной нам по родному Азовскому морю акватории. Берега далеко, волны с большой длиной. Любое дуновение ветра приводит к болтанке, сколько и с какой скоростью не плыви пейзаж не сильно меняется — вода, кругом вода. Покупались, покатались на вейкборде, дозаправились и к вечеру пройдя 216 км остановились на ночевку на заранее выбранном живописном мысу выше Камышина. Костер, шашлык, палатки, музыка. Утром двинулись дальше. Без особых приключений покупавшись, покатавшись, встретившись с ГИМС, пройдя 184 километра, к вечеру были в Саратове.

Подняли и оставили лодку в яхт-клубе «Волна».  Яхт-клуб оказывает услугу по подъему лодки собственным трактором: подходишь на лодке к слипу, вызываешь по рации или по телефону яхт-клуб, приезжает трактор, сразу с твоей лодочной тележкой, поднимает лодку из воды вместе с тобой на борту, отвозит, ставит тебя на твое место. Вся процедура от вызова, до того как, ты выгружаешься из лодки на земле, максимум пять минут. Очень быстро и удобно.

Переночевали ночь в гостинице в Саратове. На утро побродили по городу, посмотрели на достопримечательности. После обеда поехали на машинах домой.

Третий этап. Саратов - Самара

11 июля вернувшись на машинах в Саратов, переночевав в гостинице, установили на лодку стационарную радиостанцию. Спустили на воду. Продолжили путешествие по Волге, в сторону севера.

Проходя вдоль Саратова по Волге, пытались найти Саратовскую набережную, чтобы сфотографировать её с воды. Благоустроенную набережную, как и место для красивой фотографии не нашли, зато нашли какую-то водную полицию на модном катере с мигалками.  Так как мы с полицией были одни на воде, полиция решила показать нам, что  она в Саратове есть. Проверила документы, прочитала лекцию о том как нам надо  пересекать судовой ход и что мы сейчас находимся на встречной полосе судового движения и гипотетически можем кому нибудь, тому, кого здесь нет, помешать. Из-за того, что полиция была предельно корректна и вежлива, мы интеллектами с ней тягаться не стали, пожелали пацанам спокойной смены и удалились на другую сторону реки. Обсуждая в последствии отсутствие в Саратове красивой набережной– которая нужна, и присутствие на воде красивого полицейского катера — который не нужен, пришли к выводу, что катер купить дешевле, чем благоустраивать набережную, и мэрия нашла выход, чтобы туристы не фотографировали Саратовскую бесхозяйственность, выставили плавающий пост полиции, который под благовидным предлогом соблюдения правил судовождения, отгоняет народ от бардака на недосягаемое для фотоаппаратов расстояние. В общем, остался Саратов без нашей фотографии.

О стиле «баракко», социалистической бесхозяйственности и современном контрасте

Отвлекаясь от темы путешествия надо заметить, что из всех городов-губерний Волго-Донского маршрута Ярославль – Ростов-на-Дону, Саратовская область в целом и город Саратов в частности остаются самыми не обласкано-бесхозяйственными территориями. В начале 2000-х годов мне довелось побывать с деловыми целями практически во всех этих городах. Тогда Казань, Самара, Саратов, Ульяновск были серыми, непригодными для жизни, депрессивными призраками, продуктами безвкусного социалистического градостроительства в стиле «баракко». Спустя двадцать лет Самара — обустроенная красавица, Ульяновск- ухоженный, приятный во всех отношениях город, Казань — вообще современная европейская столица. Один Саратов как был местом, с которым в худшую сторону сравнивают все остальные города, так им и остался: ни архитектуры, ни дорог, ни тротуаров, ни газонов, ни крашенных домов, ничего. Бурьян, колдобины и сплошная серость.

Двигаясь по воде, в Саратовской области, нашли с экипажем одно неоспоримое преимущество водного путешествия перед автомобильным. Комфортность поездки  практически не зависит от хозяйственной деятельности или без деятельности человека. Автомобильные дороги если их не ремонтировать, способны превратить поездку в кошмар. А на воде всегда ровная дорога. С погодой только нужно подрасчитать.

Через  160 км пути добрались до города Балаково и шлюза Саратовской ГЭС расположенных прямо в городской черте. Стоял теплый субботний день. Было ощущение что все до одного Балаковские водно-моторники вышли на воду, волны не успевали затихать от движения лодок.

Прямо перед шлюзом расположена ПЗС. Дозаправились. Прошли шлюз. Оказались в Саратовском водохранилище.

Не сказать чтобы оно сильно большое в ширину, но почти прямое 100 км в длину и встречный ветер силой 10 м\с на таком расстоянии разгонял абсолютно некомфортные для нашей лодки волны. Одел тактические очки. Без них идти невозможно. Вода постоянно заливает тебя с ног до головы. Моргание глазами не помогает. Пока моргаешь после одной волны тебя обливает следующая. Трюмная помпа почти безостановочно откачивает воду. Попробовали укрыться под одним берегом, попробовали под другим, ничего не помогает. Встречные волны высотой до 1.5 м. Снизили скорость движения до 15 км\ч. Удары о воду, брызги чуть меньше. 

Посмотрели прогноз. Ветер будет дуть до вечера. До места ночевки, в Сызрани, нам идти почти 140 км. Поняли, что с такой скоростью мы и до полуночи не дойдем. А идти ночью, по штормовой волне, по не знакомым местам, вообще сомнительное занятие. Поставили на спидометре 30 км\ч, вцепились в лодку, чтоб не вылететь из нее и пошли вперед невзирая на воду, взлеты-падения, удары о волны. Думаю, что порадовали вахтенных на судах, которые нам встретились. Они по рации,  переговариваясь, сомневались стоит ли идти по такой волне на сухогрузе длиной 140 м. А мы не секунды не сомневаясь на шести метровой лодке прыгали как мячик на каждой волне рядом с ними.

К ночи, напрыгавшись по волнам до тошноты, подошли к Сызрани. В Сызрань заходили в полной темноте. Благо перед нами в речку Сызранку заходила местная лодка и мы прошли за ней по замысловатому подходному фарватеру в темноте. Лодку оставили на лодочной станции «Дружба». Сойдя на берег, поймал себя на мысли, что очень рад устойчивой не шатающейся опоре под ногами.

Переночевали в гостинице «Cascade» на берегу Сызранки. Утром посмотрев достопримечательности двинулись дальше в путь. Надо сказать, что участок Волги от  Сызрани до Тольятти  самый живописный на всем маршруте Ростов-Ярославль: тысячи живописных островов, обрывистые скалы Самарской Луки, извилистая Волга, множество песчаных отмелей и пляжей, все это дает живописнейшую картину. Глядя на всю эту красоту мы приняли решение в следующую поездку задержаться, на одном из островов для отдыха с семьями.

Постоянно останавливаясь и купаясь мы до конца дня одолели 120 км до Самары. В выходной день на воде в районе Самары лодок не меньше чем самой воды. Думаю что по количеству маломерного флота Самара Санкт-Петербург и Ниццу уже догнала. Еще один рывок сделает и встанет в один ряд с Венецией.

Лодку подняли из воды и оставили в гостеприимном яхт-клубе «Муромский» в близи Самары. В «Муромском» всё по европейски красиво и цивильно, нас встретил радушный и отзывчивый персонал. Машины сопровождения пришли раньше лодки. Им был бесплатно предоставлен «тузик» с мотором, чтоб покататься по Волге, скоротать время.

Переночевали в гостинице в Самаре. С утра походили по достопримечательностям Самары. Город очень понравился: чистый, ухоженный, динамично развивающийся. Порадовавшись за Самару, купили на подарки Жигулевского пива, поехали домой.

Четвертый этап. Самара – Казань

Как и планировали на следующий этап экспедиции приехали на сутки раньше 24.07.20 г.  Выехали на остров почти напротив Самары. Разбили палаточный лагерь. Сутки провели безмятежно купаясь, катаясь по Волге на лодке, сидя у костра.

Особо понравилась собственная ночная дискотека на кромке воды с видом на сияющую ночную Самару. Незабываемые виды.

Из-за того, что лодку оставили недалеко от берега на одном якоре, к утру лодку выкинуло на берег. Да так далеко что она полностью лежала на песке на одном боку. В последствии именно эта фотография лодки, лежащей на боку, послужила картинкой к логотипу «Водой и сушей- Маршруты Александра Вивчаренко». Лодку у нас,  выбрасывало из воды не первый раз. Мы уже знали, что делать. Собрали семь человек. Развернули лодку носом в воду. Покрутив носом в право влево градусов на 10-20, вырыли килем лодки в песке желоб с водой, чтобы у лодки появилась, хоть какая-то плавучесть, и в раскачку вытолкали лодку на воду. Десять минут силовых упражнений семерых мужиков и полторы тонны металла снова на плаву.

Собрали лагерь. Вернули сухопутную часть нашей команды к машинам. Двинулись дальше в путь. Через час хода подошли к шлюзам Жигулевкой ГЭС. Перед шлюзами была найдена не упоминаемая не в каких источниках ПЗС. Долили бензин до полного бака. Шлюзы двухкамерные двухниточные, разделенные промежуточным бьефом. Прошли быстро, без особенностей. Оказались в самом большом в Евразии водохранилище — в Куйбышевском. Сказать, что оно большое – ничего не сказать, оно бескрайнее.

«Официальные рыбаки», и взятие Казани…

Как и положено в водохранилище дул ветерок, было небольшое волнение, мотающее душу. Спрятались под правым берегом и в принципе неплохо шли пока не началась Ульяновская область. Родина Ильича вдоль правого берега почему-то вся перегорожена рыбацкими сетями, тысячами сетей. От  такого количества сетей среди белого дня даже показалось, что это не браконьеры, а какой-нибудь рыб-колхоз.

Но после того как мы подплыли к двум мужикам, караулящим сети на неприметной надувной, весельной лодке, заподозрили, что это не рыб-колхоз. А после того как они от нашего вопроса «Что ловится?» начали рассказывать, что это никакие не сети, а просто много буёв из пластиковых бутылок и канистр о назначение которых они не догадываются, стало понятно кто эти «официальные рыбаки». В общим из-за них идти вдоль берега стало невозможно. Мы вынуждены были отдалиться от берега, там нас встретили ветер с волнами и тряской.

Дозаправившись с канистр в поселке Сенгилей, к вечеру мы были в Ульяновске. С воды Ульяновск выглядит очень монументально: расположен на высоких холмах, с Волги виден далеко, вечером весь в огнях.

Лодку оставили ночевать на воде в единственном, но очень приличном яхт-клубе «Симбирск Марин». Сами переночевали в гостинице. Утром посетили музей заповедник «Родина В.И. Ленина» и смотровые площадки на бульваре Новый Венец, с которых открываются живописные виды на Волгу и Императорский мост через Волгу.

Начали собираться «брать Казань». С былых новогодних корпоративов остался красочный костюм Ивана Грозного. Перед выходом лодки из яхт-клуба костюм был одет. 

Под изумленные взгляды ульяновских водно-моторников была произнесена и записана речь о неминуемом падении от нашего натиска Казани. Под бравый аккомпанемент команды сопровождения мы дав газу убыли брать Казань. 

За городской чертой Ульяновска костюм был от греха подальше снят и вновь одет для записи победных речей, только на две минуты уже на траверзе Казани. Кто его знает как татарский ГИМС реагирует на исторические реконструкции?

К вечеру Казань несомненно «пала». Но перед этим пришлось немного помокнуть под дождем в устье Камы и дозаправиться в поселке Куйбышевский затон. Впечатлила  ширина водохранилища в районе Камского устья — прямо какие-то морские водные масштабы.

После Самарского количества маломерного флота в Казани можно сказать, что флота почти нет. Зато регистровое судоходство очень интенсивное: метеоры, кораблики, сухогрузы, со всех сторон.

Лодку вытащили из воды и оставили на две недели в яхт-клубе Локомотив. Сами поехали ночевать в гостиницу. Мы семьей в Казани уже были несколько раз. Поэтому на утро экскурсию по городу проводили самостоятельно: кремль, кремлевская набережная, дворец земледельцев, улица Баумана. После обеда поехали домой.

Пятый этап. Казань- Нижний Новгород

Прошли очередные две рабочие недели, и мы снова на воде. Курс на Нижний Новгород. Но перед этим осмотр с воды достопримечательностей в Казани и посещение Свияжска.

Заходим по замысловатому фарватеру в реку Казанку, и оказываемся посередине всей Казанской красоты: казанский кремль, кремлевская набережная, дворец земледельцев, жилой комплекс «Дворцовая набережная», центр семьи. С воды всё это выглядит в разы красивее даже чем с земли. Если вы на маломерном судне оказались в Казани или проходите мимо, не поленитесь войдите водой в Казанку, полюбуйтесь шедеврами архитектурного искусства. Любоваться есть чем. Люди несколько веков старались! С глубинами в Казанке как-то всё не понятно. Навионикс никаких внятных величин не показывает.То здесь, то там по пути движения упираешься в водоросли. Мы поначалу хотели дойти по реке до «Ак Барс Арены», но нащупать проход не получалось. Водоросли, плюс глубина 1-1,5 метра по эхолоту оптимизма не внушали. Смешить наблюдающий за нами с набережной  народ выталкиванием лодки с мели не хотелось и за неимением лоцмана было принято решение до лучших времен отступить.

Как мы на мель сели

Вышли в Волгу. Вернулись немного назад, на плавучую заправочную станцию. Дозаправились. Двинулись в Свияжск.  В 26 километрах от Казани выше по Волге, стоит красавец – Свияжск. Основанный Иваном Грозным, город-остров-крепость-музей, как на машине времени возвращает Вас в прошлое. Храмы, монастырь, реставрированные церкви – как не необычно это звучит, но мусульманский  Татарстан считает православный город-музей Свияжск своей гордостью. Место на маршруте обязательное для посещения. Мы оставили лодку на яхтенной стоянке и в течение двух часов, ходили по достопримечательностям.

Налюбовавшись красотами Свияжска, двинулись в Чебоксары. Нужно было успеть пройти шлюзы Чебоксарской ГЭС.

День обещал закончиться рутинно, ничего не предвещало нештатных ситуаций. Спокойная погода, спокойная вода, ни какого намека на необычность. Мы решили срезать напрямик дугу, по которой судовой ход уходил в сторону. По спокойной воде лодка шла 45 километров в час. Навионикс показывал глубину 3 метра. На скорости свыше 30 км в час эхолот уже не успевал определить глубину и поэтому ничего не показывал. Мутная вода спокойно текла, ни волн, ни ряби, ничего необычного на поверхности не было. И на полном ходу мы налетаем на вновь образованную подводную песчаную отмель, воды над которой  не более тридцати сантиметров.

Лодка на мель заехала как на подиум, замедлившись с сорока пяти километров в час до нуля за три секунды. Весь экипаж попадал. Спасибо, что без травм. Сапог двигателя завернуло по ходу движения градусов на шестьдесят. Спасибо, что не оторвало. Двигатель не заглох и на четырех с половиной тысячах оборотов в минуту поднимал в небо зрелищный, трехметровый столб грязи — воды с песком. Спасибо, что не в лодку.  Заглушили двигатель. Осмотрели себя, все целы. Вылезли из лодки осмотрели лодку, всё целое. Осмотрели двигатель, целый. Перекрестились. Вытолкали лодку с мели. Завели двигатель. Поехали на судовой ход. До конца маршрута судовой ход больше не срезали!

Чебоксары: «бриллиант в пыли»

К вечеру, пройдя шлюзы Чебоксарской ГЭС, пришли в Чебоксары.

В Чебоксарах никто из нас не был. Ничего о них не слышал и никак себе не представлял. Почему-то все ожидали увидеть бесхозяйственность в стиле «А-ля Саратов»!  Но каково же было наше общее удивление, когда оказалось, что столица Чувашии очень милый, ухоженный и благоустроенный город. На вечернем совете команды было принято решение по утру внимательнее присмотреться к вновь найденному «бриллианту в пыли».

С утра позавтракав двинулись изучать Чебоксары. Красивые скверы, новые, уютные жилые микрорайоны,  зеленённые проспекты, вазоны с цветами петунья почти над всеми магистралями, новые тротуары – одним словом Чебоксары город, в котором хочется остаться жить.

Плавучей заправочной станции в одном из самых благоустроенных городов России не оказалось, поэтому налюбовавшись как всё хорошо в Чебоксарах на земле, мы начали носить руками канистры, с надеждой размышляя о том, что когда-нибудь у них всё хорошо будет и на воде. Впереди по плану был 270 километровый переход до Нижнего с дозаправкой через 165 километров, в Лысково.

Погода выдалась не очень. Дул ветер 7-9 м/с, поднимал пол метровую встречную волну. Лодку немного болтало, постоянно летели брызги. Через два часа пути пришлось полностью переодеваться. Вся одежда была до нитки мокрой.

Берега вдоль Волги пошли красивые – холмистые, покрытые лесами, в каждой прибрежной деревушке были свои самобытные церкви с высокими колокольнями.

Белокаменная крепость из «Сказки о царе Салтане»

Еще за несколько километров до места дозаправки, в Лысково, прямо по курсу, на левом берегу Волги, в лучах солнца, нашему взору начал вырисовываться белокаменный красавец город-крепость как в «сказке о царе Салтане»:

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

По началу даже казалось, что это какой-то оптический обман — преломление от воды береговой линии. Но чем ближе подходили, тем больше мираж становился явью: белокаменный кремль с высокими крепостными стенами, круглыми башнями по углам, квадратными с воротами посередине стен, с белокаменными златоглавыми церквями внутри, занимающий достаточно большую площадь. Подойдя вплотную, к нему мы просто остановились и с открытыми ртами, стояли, обалдевшие, любовались его красотой. Немного отойдя от столбняка, начали «гуглить тему», что за шедевр мы нашли. Получив информацию, как-то даже неловко стало перед самими собой за такую «серую необразованность». Перед нами стоял Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь – «Волжская жемчужина». На землях Макариева монастыря с 16 века проводилась знаменитая Макарьевская ярмарка. Крупнейшая в Российской Империи, а возможно и во всей Европе. На деньги от торговых сборов и был построен белокаменным красавец монастырь с храмами, крепостной стенами и башнями.

            Как горько было осознавать, что времени у нас не было не то, что на осмотр монастыря, но даже на высадку на берег. Небо уже серело, а нам нужно было ещё более 100 км идти до места стоянки. Это всё к вопросу о тщательности подготовки к маршруту. Если бы перед поездкой я более досконально изучил карту или внимательнее смотрел достопримечательности на  маршруте, обязательно бы увидел монастырь и запланировал бы время для его посещения. А так сфотографировали со стороны и пошли дальше.

Огни Нижнего Новгорода

Дозаправились с канистр в Лысково, на другом берегу Волги, практически напротив Макарьева монастыря. С Лысково до Макарьево ходит паром для паломников. И дальше уже не на крейсерской, а на максимальной скорости помчались в Нижний. Как бы мы не торопились, а в Нижний пришли уже в темноте.

            Ночью достопримечательности Нижнего Новгорода профессионально подсвечены: Кремль — красным светом,  собор Александра Невского желтым, стадион «Нижний Новгород Арена» синим, здания на набережной белым. С воды всё это выглядит по карнавальному феерически.  До нашей стоянки в «парк Марин Юг» нам пришлось ещё шестнадцать километров идти по Оке в темноте. Яхт клуб «парк Марин Юг» неплохой клуб, но находится он на обрывистом берегу и от этого имеет очень крутой слип. При не самом страшном весе нашей лодки в полторы тонны, УАЗ Патриот не смог вытянуть лодку на берег. Нам пришлось вызывать эвакуатор и, сцепив две машины  паровозиком, друг за друга вытягивать лодку из воды. Лодку оставили на две недели стоять в яхт-клубе. А сами выдвинулись отдыхать в гостиницу. Утром уже было запланировано знакомство с городом.

Шестой этап. Нижний Новгород- Ярославль

Вернувшись через две недели в Нижний Новгород, переночевав в гостинице, 22 августа 2020 года мы спустили лодку на воду и приступили к реализации заключительного этапа маршрута «Ростов -на Дону – Ярославль», впереди были 405 км пути.

За соляркой  — на такси

Удивительно, но в таком большом и развитом городе, как Нижний Новгород нет плавучей заправочной станции. Думаю, что властям при оценке благоустроенности областных центров, стоящих на крупных водоемах в России нужно ввести безусловный   критерий – наличие хотя бы одной плавучей заправочной станции на территории. Если ПЗС в областном центре отсутствует, то город необходимо становить на одну ступень с территориями, не способными организовать элементарные инфраструктурные удобства для населения, сродни колхозам, в которых до сих пор нет банкомата. Как бы пафосно это не звучало, но перед прибалтами на яхте, если они вдруг решат посмотреть, как живет их могучий нефтяной сосед будет стыдно, когда они в Нижнем соляру на яхту канистрами на такси возить начнут. У них заправки для лодок в каждой прибрежной деревне стоят, а время для их постройки у нас с ними одинаковое было.

В общем, посередине всей нижегородской красоты и благоустроенности, мы по «старообрядному» заправили бензин в лодку с канистр и двинулись в путь.

Берега вдоль Волги очень красивы: различные рельефы местности, буйная растительность, колоритные населенные пункты.

Погода последнему этапу благоволила — стоял штиль.Мы без особых приключений прошли шлюзы Горьковской ГЭС в городе Городец и с одной дозаправкой на родине В.П. Чкалова в Чкаловске прибыли в заранее выбранное места ночевки в городке Кинешма. Лодку оставили ночевать в яхт-клубе «Тартуга», а сами отправились ночевать в гостиницу «Мирная Пристань», которая расположена на берегу Волги, на пришвартованном к берегу дебаркадере.

Кинешма – эталон яхтенной инфраструктуры

Кинешма оказался милым, провинциальным городком, в котором, к нашему изумлению, в единственном,  оказалась вся яхтенная, в западном понимании, инфраструктура. Приличный яхт клуб, заправочная станция «Лукойл» хоть и не плавучая, но расположенная на берегу реки «Кинешемки», имеющая причал для маломерного флота, и что вообще уже поразило — это гостиница и ресторан, расположенные на дебаркадерах, к которым можно причалить. Вот так вот! Чебоксары и Нижний Новгород нервно курят в сторонке. В яхтенной системе координат Кинешма – лучший город для посещения!

На утро дозаправившись на «Лукойле» и пообщавшись с гостеприимным местным ГИМС-ом двинулись дальше.

Через три часа пути, дозаправившись на плавучей заправке «Роснефть» вблизи резиденции Д.А.Медведева в Плёсе, прибыли в Кострому.

В Костроме у нас было запланировано посещение Ипатьевского монастыря и музея деревянного зодчества «Костромская Слобода».

 На траверзе Костромы сошел с судового хода и шел малым ходом рядом с ним, разбираясь в навиониксе куда мне идти, куда причаливать. Как вдруг нам наперерез с воем сирен и включенными мигалками рванул катер ГИМС. По началу даже подумалось, что за противоправное деяние мы сейчас такое совершаем, что его нужно с таким шумом пресекать?! Поставил нейтраль, достал документы, жду. Подлетел ГИМС. Инспектор с ходу объявил мне, что я ушел с судового хода и нахожусь в небезопасной зоне, где много топляка и даже показал мне пару торчащих из дна брёвен, появляющихся в промежутках между волнами. Если честно, я был до глубины души тронут, такой заботой. Искренне поблагодарил инспектора за участливое отношение к несведущим  судоводителям и направился к судовому ходу. Ещё и думаю: не научила же не чему меня мель под Чебоксарами, опять решил походить вне судового хода. Стал бы сейчас обладателем какого-нибудь векового бревна.

Все разбегаются, и я остаюсь один. Завершение маршрута

Поставили лодку на лодочной станции, напротив Ипатьевского монастыря и отправились на экскурсию. Свято Троицкий Ипатьевский монастырь и музей заповедник «Костромская Слобода» места обязательные для посещения на нашем маршруте.

Во- первых, они оба очень красивы, во-вторых имеют большую историческую ценность. Ипатьевский  монастырь-обитель укрывшая в 1613 году от поляков нового, юного царя Михаил Федоровича Романова и таким образом сыгравшая ключевую роль в зарождении новой царской династии Романовых. А для музея-заповедника под открытым небом «Костромская слобода» собирали памятники деревянного зодчества — церкви, мельницы,  особняки, амбары со всей России. По великолепию шедевров деревянной архитектуры «Костромская слобода» уступает разве что знаменитым «Кижам».

После Костромы я остался на лодке один. Друзья-товарищи пропали ещё после Казани. Двадцатилетний сын поехал с супругой на машине, чтобы быть пораньше в Ярославле. Семилетнюю дочь я брать с собой вдвоем в лодку побоялся. Отработал на воде одиночную дозаправку бензином, маслом. И к вечеру был в Ярославле.

На входе из Волги в реку Которосль была записана торжественная речь об успешном и своевременном окончании маршрута. Высказаны огромные слова благодарности всем участникам кто дошел до конца маршрута — то есть себе. Озвучены, так же себе, пожелания  дальнейших побед и свершений.

После короткой поздравительной части я пошел в яхт-клуб поднимать лодку.

Маршрут был пройден.

Послесловие к маршруту

За четырнадцать дней маршрута водой мы прошли 2625 км. Машины в челночных поездках между Ейском и местами наших промежуточных стоянок прошли 16500 км по Российским дорогам. С воды и суши мы без преувеличения увидели пол страны.

Стратегический план маршрута заключался в поэтапном продвижении к Санкт-Петербургу, для прохождения пресноводной части маршрута вокруг Европы. Тактические же планы состояли в том, чтобы не просто наматывать на винт пустые километры пройденного пути, а ежечасно изучать географию собственной страны, видеть живых людей населяющих её, разбираться в нашей непростой истории путем прикосновения к наследию, оставленному нам предками. Оба плана были в полной мере достигнуты.

На следующий год нас ждёт дальнейшее продвижение к своей стратегической цели: Волго-Балтийский канал, великие озера Ладога и Онега, красоты русского севера. Для этого необходимо купить обустроенную лодку, взять теплые вещи и составить дальнейший маршрут…